Раки



Вот уже второй день задувал крепкий восточный ветер.  На серых улицах деревья  под его порывами пытались расчистить мрачное серое небо голыми кронами .  Температура около нуля и влажность приближалась к ста процентам. Зябко и сыро.  В Таганроге установилась обычная ноябрьская погода. Наши уроки в школе закончились. Чем достойным заняться пятнадцатилетним  пацанам  "при таких делах"? Можно слушать Modern Talking, Man Of War, Iron Maiden или модную Металлику. Кто-то мог засесть в отцовском гараже и в очередной раз копаться в мопеде или чинить  собранный из металлолома мотоцикл. Но для тех, кто родился и вырос на Азовском море, было занятие получше .

Восточный ветер выгнал воду из Таганрогского залива так далеко, что до самого горизонта был виден только черный ил. Самые подходящие условия для ловли раков. Конечно, круто пройти "по кучам" - сваленным в кучку автомобильным покрышкам и обрезкам двухдюймовых труб, где летом мы ныряли и руками  ловили бычков, которые  прятались там от хищной рыбы. Теперь вода ушла,  и мелкие рыбешки оказались в западне. Нам достаточно было пошарить внутри покрышки или закрыть обрезок трубы с одной стороны рукой, перевернуть, сливая воду, и добыть три-четыре крупных бычка. Но главный приз - крупные раки, которые обычно скрываются в норках, проделанных в глубоком, почти по колено, слое черного ила. Такая "рыбалка" небезопасна. Ветер может внезапно стихнуть, и вода начнет прибывать так стремительно, что убежать  по  глубокому илу практически невозможно. В холодном заливе человек может продержаться лишь несколько минут, которых явно недостаточно, чтобы проплыть пару километров до спасительного берега. Именно поэтому мало кто решается на такое занятие. Кто-то тянет за собой резиновую лодку, складывая в нее добычу и надеясь в случае чего спастись на ней, кто-то рискует, стараясь не удаляться от песчаной полоски пляжа на опасное расстояние.

Вся Маяковка уже с самого утра месила ил сапогами. Нездоровый ажиотаж передался и нам.
- Славян, погнали за раками! У меня есть отцовские бахилы и где-то были старые сапоги, может тебе подойдут...
- Не, Сань, спасибо, у меня есть!  Отец недавно  купил мне настоящие кирзовые сапоги.
- Серега, а ты пойдешь? Не-е-е, у меня обуви нет и холодно. Я лучше посмотрю, как вы сходите. -  Тогда мало кто из нас задумывался, что это была самая здравая мысль за весь месяц!
- Саня, давай встретимся на  "Трубчике" через час!
Я уже не вспомню, кто еще собрался с нами тогда. Зато помню, как где-то в глубине души тоненький голосок здравого смысла пытался пробиться простым вопросом:
- Зачем это тебе? Такой "дубарь"! Лучше дома заняться своими делами!
- Да ладно, какие там дела! Ща раков насобираю, дома с сеструхой съедим!
- Какие раки! Тебе же предки говорили, что это опасно! Не успеешь к их приходу - получишь другую рыбку - "трендюлятинку"!
- Прорвемся! Че там! Ща быстренько на первую кучу, которая почти возле берега там, где слева сойдутся две трубы первого и второго  трубопрокатных цехов металлургического завода, а справа - две чьих-то приметных антеннки на Маяковке... Там же рядом и вторая куча. До берега всего-то метров двести! Десять минут - и все дела! Еще про уроки вспомни...
- Кстати, да! Уроки-то надо сделать!
- Ой, как будто в первый раз! Завтра на перемене перед уроком все домашние задания быстро перерешаю! Зато новые сапоги опробую!

От школы до дома всего пара минут хода. Я бегом примчал домой.
- Света, который час?
-  Два...
- А ты не видела, где мои новые сапоги?
- Мама спрятала, чтобы ты на море не ушел!
- А ты не видела, куда?
- Мама сказала тебе не говорить, но они в шифоньере в дальнем углу. А ты куда?
- На море!
- А я маме расскажу, что ты в такой холод пошел раков собирать!
- Светка, у-у-у! - Я внушительно пригрозил кулаком - Расскажешь, в лоб получишь, а не расскажешь, вместе раков поедим!
- Знаю я твоих раков! - Аг-а-а, ей раков-то хочется! Я сразу это понял! Не расскажет! Если что, еще и поможет!
- Слушай, а собирать раков во что? Сумка какая-нибудь есть?
- Есть тряпичная, с которой мы в магазин ходим.
- Давай! Потом постираем, никто ничего не заметит!

 Короткие сборы, и вперед! Я спешил на берег моря, туда, где металлическая лестница спускается с бугра недалеко от автобусной остановки  первого маршрута "Третий трубосварочный цех". В прибрежных плавнях шумел камыш и под ногами хлюпала вода. Приятно было ощущать себя в "крутых" кирзачах с мощной подошвой и крепким каблуком.   Казалось, что килограммовый вес каждого сапога придавал уверенности. Шаги глубоко отпечатывались на сыром песке, перемешанным с илом. Сашка пришел практически одновременно со мной. Можно отправляться.

От тонкой полоски мелкого желтого песка сразу начинается темный слой ила толщиной сантиметра три. Шлеп, шлеп, шлеп.... Легко шагать. Сразу пришлось крутить головой и ориентироваться. Чтобы выйти в заданную точку, нужно было пройти  мимо лодочной стоянки и насыпи из шлака. Тут мы летом разбрасывали отрезки труб, а теперь было самое время их проверить. Я добыл несколько больших бычков и крупного, в полторы ладони, рака. Обшарив все камни вокруг насыпи и добыв еще несколько штук, мы двинулись дальше.

Слой ила быстро нарастал по мере удаления от берега. Сначала по щиколотку, потом чуть выше,  выше, еще выше.... Легкое торопливое "шлеп, шлеп" скоро  сменилось на неспешное "чвак, чвак", а потом на совсем медленное "чвоп"..., "чвоп"... В начале пути я совсем не задумывался над тем как хожу. Просто наклонялся, запускал кисти рук в неглубокую норку за раком, иногда даже успешно. Вскоре, после нескольких десятков пройденных метров, вязкий слой серой  жижи  увеличился и я заметил, что оттягивая носок, можно легче шагать. Норки раков стали глубже - одними кистями не отделаешься, пришлось закатать рукава. Постепенно я начал понимать, что кирзачи никак не греют ноги в ледяной грязи и что на берегу есть деревья, камыш и кусты, ослабляющие ветер, а голые почти по самое плечо руки на таком ветру превращаются в нечувствительные плети. В сотне метров от песчаного берега "чвоп", "чвоп" уже перестало получаться. Чтобы выдернуть сапог и сделать шаг уже нужно было потратить массу усилий и около двух минут времени. Несколько раз запустив руку по локоть в ил, я понял, что закоченевшими пальцами ничего не чувствую. Черт дернул меня пойти за этими раками! Грязная  сумка на плече  болталась, падала и очень мешала на очередном шаге вытаскивать сапог за голенище. Пока я выкручивал и выдергивал одну ногу, другая от рывков и толчков погружалась в грязищу еще глубже. Какая там куча! Какие там раки! Тут не остаться бы без сапог! Ноги совсем окоченели! Домой! Но попробуй дойди!

Через час мучений я замерз настолько, что поддержание равновесия при движении стало почти невероятным чудом, а  до берега осталось не больше пары десятков метров. Навстречу шла новая стайка наших друзей. Мы уже не могли жать им руки. Один из них Коля ободряюще хлопнул меня спереди по плечу. Ошибка! Это была ошибка! Негнущиеся ноги больше не могли меня держать.... Коротким движением я сел в густую жижу, не имея шансов встать. Только руки друзей вытянули меня вверх. Правда, на следующий день мне рассказали, что через полтора часа у Коли дела обстояли еще хуже, чем у меня, а на выходе кто-то из наших  на том же месте ободряюще похлопал его по спине...

Домой я пришел грязным "по самые уши" и притащил пол сумки раков. До прихода родителей оставался еще час. Времени, чтобы попытаться скрыть следы преступления, оставалось достаточно.
- Слышь, сеструха, помогай! Раков давай уберем в холодильник, сумку спрячем, а штаны надо стирать!
- Да кто-же такое отстирает! Это только выбрасывать или на тряпки!
- Какие тряпки! Мать убьет! Давай, хоть как нибудь простирни, пока они будут мокрые, никто ничего не заметит, а завтра я приду со школы и постираю их снова...
Она взяла тазик и возле колодца стала полоскать их. Я шесть раз менял колодезную воду. Пока она мучилась с моими штанами я, как мне показалось,  оттер кирзачи и куртку. Вещи мы развесили в разных углах двора, чтобы не так сильно они бросались в глаза. Только мы закончили, появилась мама.
- Что за странный запах на улице и в доме? Какой-то гнили, что-ли?
- Ма, не знаю, может это с моря принесло? Ветер как раз от туда!
- Как-то странно, в одном месте запах совсем сильный, а в другом почти незаметный...
- Да это тебе кажется. Просто ветер порывами дует...
- А что это за тряпка там висит? О, да это штаны! Ух ты, они все в илюке и воняют... Вот откуда запах! - Я гневно взглянул на младшую сестру.
- Я в шести водах полоскала! - Тихонько шепотом ответила мне, чтобы мать не слышала.
-  Ага, вот и куртка вся грязная, и сапоги... Получается, ты заляпался илом, а раки сами в холодильник пришли?

Выслушав длинную "просветительскую беседу", я поставил кастрюлю с водой на огонь. Когда она закипела, добавил сушеного укропа, соли и забросил раков.

Какое же это непередаваемое удовольствие - хрустеть красными хитинками, добывая мясо, когда вкусный сок понемногу стекает с горячей добычи. Слюнки капали, когда мы вынимали"ниточку" из нежной раковой шейки. Аромат укропа и вареных раков заполнил всю комнату. Нежнейшее мясо растворялось прямо на языке наполняя весь рот неповторимым вкусом. С каким удовольствием мы, причмокивая, высасывали клешни. Этот вкус невозможно забыть! Хоть мне и досталось тогда от родителей за бесшабашность и глупый риск, но праздник удался!

Удивительная штука человеческая память! Воспоминания того приключения сейчас вызывают улыбку и теплые чувства к сестре и родителям, которые не стали принимать слишком уж строгих воспитательных мер. Они поняли, какими большими трудами дались эти раки, а для меня это приключение на всю жизнь стало хорошим уроком.








Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Мы, грибы и Матрица

Когда Земля была плоской