Информатика в жизни США




Я недавно задумался над вопросом: когда в моей жизни появилась вычислительная техника? Первые мои воспоминания связаны еще с детским садиком. В новогодний период  во дворце культуры Таганрогского металлургического завода проводились новогодние представления для детей работников завода. Там был хоровод с Дедом Морозом, конкурсы, сказочное представление и подарки.  Но самым интересным оказывался поход к папе на работу. 


Отец работал в Инженерно-вычислительном центре в здании  заводоуправления неподалеку от дворца культуры. Войти к нему нужно было сначала через проходную, потом через дверь со специальным кодовым замком. Это сразу в моих глазах придавало ореол секретности и и значимости папиной работы.  Огромная вычислительные машины Минск-32 и ЕС-1032 поражали тогда мое воображение. Большие синие бабины с магнитной лентой вращались с разной скоростью. Наверное записывали секретную информацию. Автоматическое центральное  печатающее устройство в соседнем зале, шумящее как автоматная очередь, заполняло огромные белые листы какими-то символами, конечно тоже секретными. Какая-то тетя в белом халате принесла мне розовую перфоленту с дырочками послания. Здесь вообще все ходили в белых халатах как в специальной униформе, и в моих глазах выглядели чуть ли не спецслужбой СССР. Даже автомат с газированной водой был не такой, как на Новом вокзале или во дворце культуры. Он был новый и  выдавал воду совершенно бесплатно!  После таких экскурсий и "волшебного" калькулятора зеленого цвета на его рабочем столе, видимо, и определилась моя дальнейшая судьба. 

Позже, в школе нам ввели курсы вычислительной техники: учили азам алгоритмического обеспечения на микрокалькуляторах и даже какому-то программированию. Бедные учителя! Объяснять фактически на пальцах новый сложный предмет, который и для них самих представлял определенные трудности, было значительным испытанием. Так или иначе мы слышали о вычислительных машинах, но очень отдаленно. Конечно, в программе "Время" изредка показывали достижения советской инженерной мысли, а в эпизодах кино часто мелькали современные на тот момент вычислительные центры. Но это было где-то далеко от нас, ведь мы складывали в столбик, умножали на бумажке, делили уголком, а квадратный корень вообще воспринимали как высшую математику. Мало кто задумывался, что совсем скоро волна новых технологий перевернет такой уютный, спокойный и светлый Мир советского человека!

 В конце восьмидесятых начал приоткрываться "железный занавес", и европейская жизнь потихоньку стала проникать к нам. Пожалуй, наиболее ярким событием была выставка 1987 года "Информатика в жизни США". Помню, как отец рассказывал, что сопровождал три автобуса с работниками завода и трижды выстаивал сумасшедшую многочасовую очередь.


Что это было? Интерес к неизведанному компьютерному миру? Отчасти. Ведь вычислительная техника не была доступной рядовому человеку в СССР. Одно дело знать, что где-то в стране она есть, другое - увидеть и попробовать все в живую, тем более, что ко всему, что было на выставке каждый мог прикоснуться. А может это интерес к иной, зарубежной жизни? Во многом так. В живую встретить американца в Ростове, а тем более, в Таганроге было невозможно. На выставке  американцы были в строгих костюмах, не сильно выделяясь на фоне  нашей интеллигенции и даже говорили на хорошем русском. К сожалению, задать вопрос на какую-либо тему из жизни было невозможно. Люди в штатском тут же перебивали спрашивающего и он оказывался почему-то далеко от американца. Находились среди посетителей и такие, кто начинал "изливать душу", дескать, я - Вася Пупкин, работаю на заводе кем-то там, делаю что-то там. Это бахвальство? Стремление заявить о себе? Бог его знает. Только "люди в штатском" такого человека сразу же ухитрялись вывести под белы ручки  сквозь всю толпу.

Впрочем, в битком забитых залах  было очень интересно. Американцы действительно привезли хорошую технику. Она на мировом рынке-то появилась через несколько лет. Внушительно смотрелась медицинская аппаратура. Помню, там был мобильный комплекс для исследования сердечной деятельности. Докладчик все порывался измерить посетителям артериальное давление, по-моему было еще что-то для хирургии и офтальмологии. К сожалению, пробиться к тем стендам у меня не было шансов. Зато я вполне оценил оборудование для  издательской деятельности.
- Наше оборудование обеспечивает изготовление любого класса полиграфической продукции. Начиная от буклета, который вам выдали на входе, заканчивая самыми простыми печатными листочками. Вот, например, вы можете распечатать своей девушке поздравительную открытку. Молодой человек - он обратился ко мне - произнесите любой текст!
- Дорогие друзья, приходите ко мне на день рождения!
- Ок! Только текст будет английскими буквами!
- Ну зачем же!  Давайте: "My dear friend..."!
- О, молодой человек владеет английским! Тогда так: "My dear friend, wecome to my birstday dat!". Пойдет?
- Отлично!
- Так, не задерживайтесь у стенда! Проходите, проходите! - Я почувствовал, что меня подтолкнули в спину достаточно деликатно, но настойчиво. Впрочем, никто не стал мешать мне получить простую "открытку" с розочкой, распечатанной на матричном принтере.

Насколько позволил мне поток людей, я рассмотрел издали другую технику. Сейчас я понимаю, что эта выставка предвещала поток западной компьютерной техники к нам в СССР, а потом в Россию. Но при таком интересе людей почему наши чиновники не организовали показы советских достижений? Показывать было что! Ведь уже тогда у нас были ЭВМ, приближающиеся к их "персоналкам". Тот же ДВК. Да, у этого компьютера была масса "болезней", но и техника, представленная на выставке, идеальной не была.  "Радик" и другие ВУЗы тогда во всю готовили программистов, работающих на этой ЭВМ. Было и медицинское оборудование, скажем, в МИДАСЕ и в ОКБ МИУС. Видимо, просто мы не умели представить свой товар "лицом"...

Впрочем, пути Господни неисповедимы!  Для развития нужна хорошая встряска, а эта выставка действительно всколыхнула многих. Тогда же в Ростовском книжном отец приобрел какую-то книгу о компьютерной графике. Так, научно-популярный текст. Никаких технологий или формул, к которым сегодняшний я уже привык. Зато там были картинки виртуальных миров. Больше всего меня впечатлила картина Мира роз. Нежнейшие цветы, переплетения стеблей с опасными шипами и таинственный туман...

Много времени прошло с тех пор. Мы живем в мире, перегруженном информацией. Компьютерные технологии предоставили колоссальные возможности общения, к которым большинство из нас не готово. Мало места эти технологии оставили для души, предоставив лишь поверхностные знания обо всем, и обострили стремление к легким достижениям - этакой "мечте о халяве", заложенной в человеке. Но вместе с этим, они сблизили совершенно разные культуры и помогают человечеству разобраться с важнейшими вопросами: что есть люди и каковы их цели, каково наше место во вселенной и в каком направлении мы развиваемся. Уверен, что благодаря этим технологиям мы еще глубже узнаем мир и самих себя. А людям, организующим  яркие события в стиле выставки "Информатика в жизни США" , останется благодарность за расширение границ и сближение людей.


Вячеслав Дорошенко

Фото  очереди на выставку в Ростове-на-Дону и значок с ресурса https://habrahabr.ru/post/249651/ ;
фото ЕС 1032 с ресурса http://www.computer-museum.ru/histussr/es_hist.htm ;
фото перфоленты  с ресурса https://geektimes.ru/post/147360/
буклет с сайта  https://picasaweb.google.com/110148900940767246675/InformationUSA#

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Мы, грибы и Матрица

Когда Земля была плоской