Плесень




– Итак, дорогие студенты – мои коллеги, сегодня мы начинаем изучать курс конструирования аппаратуры. Конструирование – очень интересная область творчества, которая обычно требует от инженера мобилизации всех его знаний, сил и свободного времени. Если вы сгенерируете в своем сознании интересную, свежую идею, то, вероятнее всего, вам захочется ее реализовать. Часто бывает так, что увлекшись работой, инженер уже не может остановиться. Соблазн довести свое творение до конца сначала поглощает все рабочее время, потом превращается в увлекательное хобби, а затем может превратить инженера в своего раба. Вы тоже можете столкнуться с превращением мимолетной инженерной фантазии в огромного монстра, который целиком поглотит вас и прихватит ваших коллег «вдогонку». Чтобы справляться с такими монстрами мы рассмотрим то, что человечество смогло создать на сегодняшний день: методы и технологии, способы организации проектирования и принципы управления работой инженерного коллектива, изучим положительный и отрицательный опыт наших инженеров, создающих новую технику.
      Аудитория, в которой я читал лекцию для полусотни пар глаз, была очень просторной. Через окно, открытое возле стеклянной доски темно зеленого цвета, в помещение врывался свежий сентябрьский бриз и доносился отдаленный шум морского грузового порта. Желтеющая листва тополей и кленов в парке напротив рассеивала лучи вечернего солнца, которые сквозь легкие бежевые шторы создавали золотистые отблески на светло-зеленых стенах и белом потолке. Повсюду были развешены в несколько рядов черные портфолио с фотографиями императорской семьи и видных дореволюционных личностей, впоследствии репрессированных. В перерывах между занятиями каждый студент мог рассматривать фото исторических документов, читать выдержки стихов опальных поэтов, проникаясь идеями русской традиции, искавшей в жизни особый смысл существования, некую великую идею. В таких условиях очень удобно говорить не только о Российской инженерной Мысли, но и об ответственности конструкторов перед Родиной и человечеством.
      –….Создавая свое техническое детище, вы обязаны заботиться о том, чтобы оно не только выполняло свои функции  при всех возможных сочетаниях неблагоприятных факторов, но и было безопасным для людей, окружающей среды и человечества в целом. Реализация заявленных функций и обеспечение безопасной работы являются важнейшими требованиями, от которых зависит, в том числе и финансирование работ…
      Для своих будущих коллег я открывал новый простор для творчества, нечто неизведанное, к чему они должны прикоснуться. Попробовать силы в своем собственном проекте, почувствовать возможность реализовать все, чему учили, ощутить ритм реальной инженерной работы – это увлекательный прорыв, от которого не смогут отказаться даже самые  циничные из них. Я же должен играть в «театре одного актера», заставляя их как можно глубже переживать чужие инженерные промахи, радоваться оригинальности новых идей, простоте и остроумию гениальных технических решений…  
      – Вячеслав Юрьевич, а можно вопрос? – Парень был одет в дорогие темно синие джинсы, модную шелковую рубаху и легкий кожаный черный жилет.  Аккуратно уложенные волосы и холеная кожа рук дополняли ощущение гламура…
      – Пожалуйста.
      – Скажите, а зачем нам это все? Ведь большинство из нас не будет ничего разрабатывать. Мне и моим друзьям, например, уже известно, где и в какой должности мы будем работать. Может для нас можно найти возможность упрощенно сдать Ваш курс? –  подобные вопросы от «элитных» студентов возникают практически всегда…
      – Правильно ли я Вас понимаю, что каждый день, посещая занятия, Вы с друзьями тратите по восемь - двенадцать часов самой яркой и активной части жизни на совершенно ненужное Вам дело? Зачем впустую тратить деньги? Может лучше уйти из ВУЗа и заняться чем-то более полезным?
      – Нет, Вы не так меня поняли. Я  хочу сказать, что просто ознакомлюсь с материалами лекций «на троечку», а с курсовым… Может, договоримся?
    Деньги…. Как же быстро навязываемые чиновниками «рыночные ценности» разлагают молодые души! «Эквивалент труда» – изначально, с течением истории превратился просто в средство удовлетворения потребностей, а теперь претендует на роль панацеи. Многим кажется, что если «вбросить» больше денег, то можно решить все проблемы, сократить сроки проектирования почти до нуля, изобрести абсолютно все, вопрос только в сумме! Близорукие циники… Кто же это сказал: «Тот, кто утверждает, что «большие деньги» могут все, никогда не имел по-настоящему «больших денег!»?
      – Давайте, я по-другому объясню. Когда Вы что-то делаете, то неизбежно тратите часть своей жизни. Может малую, а может и большую.… «Делать что-то третьесортное» для Вас может означать, что и Ваша жизнь, составленная из этих потраченных моментов, тоже «третьесортная». Чем дольше это будет продолжаться, тем скорее Вы сами станете «третьесортным»…  Я логично рассуждаю?
      – Я никогда не думал об этом так, но, похоже, Вы правы… – еще бы! Этот мой трюк еще ни разу не давал сбоя. Чтобы «элита» признала себя «третьесортной», да еще прилюдно! Эх, юноша, ты еще не подозреваешь, что через пару занятий мне придется «отбиваться» от твоего желания «погрузиться» в проект как можно глубже….
      – Скажите, пожалуйста, сложность наших курсовых проектов соответствует ли программе обучения, и когда Вы выдадите нам литературные источники, по которым мы будем работать? – «Умно» построенный вопрос, уверенный тон, подчеркнуто строгий стиль одежды выдавал в стройной девушке отличницу-активистку.
      – Конечно, соответствует. Обращаю ваше внимание, что вы все – студенты выпускного курса. Вам осталось обучаться всего лишь полгода, чтобы потом защитить дипломный проект. Получается, что вы все – практически сформированные специалисты – мои коллеги, и уже умеете самостоятельно решать инженерные проблемы. Список литературы по курсу я вам продиктовал, а вот по своему проекту каждый ОБЯЗАН подобрать литературу сам. Вот и посмотрим, что вы за специалисты!
На «галерке» поднялась еще одна рука:
      – Скажите, а тему курсового проекта нужно выбирать «типовую», или можно взять свою? – немного взлохмаченная шевелюра, простой и немного нескладный стиль одежды, не очень уверенная речь вызвали в моем сознании образ увлекающегося студента «делаю только то, что интересно». Мне это близко, поскольку в студенческие годы сам был таким же. Тогда мое понятие об ответственном отношении к учебе тоже было весьма своеобразным…. 
      – На мой взгляд, нет необходимости нагружать вас темами, не связанными с дипломным проектом. Вы должны выбрать руководителя диплома и вместе с ним сформулировать ИДЕЮ Вашего проекта….
      Как же интересно работать с ними! Полны сил, живой фантазии, здорового авантюризма, и при этом еще «не отравлены» болезнями общества, не заражены страхами…. Никто из них не даст мне расслабиться! Полсотни живо и оригинально мыслящих амбициозных людей, всегда идущих ва-банк – «ставка больше, чем жизнь…», а я – единственный «гроссмейстер» с ограниченным набором трюков и без права на ошибку…. Вот это игра! Вот это ставки!

      Занятие закончилось, студенты разошлись…. Веселые отзвуки их голосов, доносящиеся из коридора и лестницы этажа, еще блуждали в просторе аудитории. Я устал. Никуда не хотелось идти. Несколько часов подготовки накануне, плюс сегодняшние несколько часов интенсивной «одновременной игры» меня вымотали. Довольный, я сидел в опустевшей аудитории и отдыхал.
      Все-таки здорово, что они стремятся не только узнать больше, но и по-настоящему «борются» со мной, доказывают свою точку зрения. Для них все это в новинку, а вот в моей работе явно не хватает «свежести». Пока «большие начальники» спорят о приоритетах государственной политики в области науки, да «перекраивают» экономику, все меньше и меньше новых заказов… Что ли, «заказать» самому себе какой-нибудь проектик, чтобы окончательно «не закиснуть»? Кстати, эти проблемы со зрением так мешают моей главной страсти - собору грибов! Может придумать для этого что-то вроде локатора? Хотя в такой задаче все сложно и непонятно. Как сделать его маленьким? Надо направленно излучать сверхширокополосный сигнал, а как? Нужно «вкачивать» мощность в среду, а где ее взять? Но если получится, то голова больше не будет так противно «ныть» всю ночь после «грибалки», да и Витька уже не сможет так активно хвастаться грибными достижениями. И, кстати, в лесу не нужно будет сильно ворошить листовой и хвойный опад, нарушая сложившийся под ним естественный микроклимат…
       – Что-то Вячеслав Юрьевич сегодня заработался!– я знал этот вкрадчивый голос из-за спины, который никогда громким не бывает…
       – Привет, Иван Александрович. –  Он старше меня на несколько лет. Еще со старших курсов он «крутился» на кафедре, потом аспирантура, потом защита, избрание на доцента…. Все «по-накатанной» – плавно и планомерно, без особых потрясений и амбиций, тихо и невыразительно, «бумажечка за бумажечкой»….
       – Ты, прямо, горишь на работе! Это уже пятый курс, они должны учиться сами. Больше, больше самоподготовки. Это, кстати, и министерство требует! Я все свои лекции распечатал и им отдал, пусть вопросы задают, если не понятно. Время экономится, ведь столько работы!
      – Нет, я не могу так!  На бумаге все необходимое передать невозможно!
       Не очень активно поддерживая беседу «ни о чем» я решил потихоньку покинуть помещение, но Иван Александрович продолжал
      – Вот у меня полно работы! Две федеральных целевых программы…. Если бы до этого я не выполнял подобную программу и не создал задел, то за такой срок просто не имел бы шанса написать отчеты! Представляешь, а тут еще дипломники…. Вячеслав Юрьевич, я знаю, что ты очень принципиальный, и это правильно, но хочу попросить, если можешь, не спрашивай строго с моих студентов! Конечно, спрашивай их по теме, но вопросы – попроще и пореже…. 
      М-да, «попроще», «пореже»… Стоило ради этого столько  «потеть» с кандидатской? Я промолчал, а он снисходительно-покровительственно похлопал меня по плечу.
      – Поглядим на твоих студентов, Иван Александрович, впрочем, я надеюсь, что семестр пройдет без потрясений…
      Пожав друг другу руки, мы разошлись. Я спустился на первый этаж, миновал «дымовую завесу» от курильщиков на крыльце и вернулся в свое КБ. Здесь меня ждала работа, скопившаяся за время подготовки к лекции, бешеный ритм, сложные задачи… Тут уж не до романтики, и, тем более, не до радужных мечтаний. Идея о «гриболокаторе» быстро канула куда-то на «задворки» сознания.

       Поздно вечером, сидя на темной кухне, я думал об Иване Александровиче. Бутерброд с ветчиной «Московской» из «Великолукского мясокомбината» и голландским сыром «Сваля» из какой-нибудь «Малой Клюевки» терпеливо ждал своей участи, пока остывал свежезаваренный дымящийся чай.
       Как ему удается лихо оформлять такое количество «научных» бумаг и при этом совершенно не прогрессировать? С другой стороны, почему же я с друзьями-коллегами так медленно и с таким трудом «продвигаю» новое? Как-то «душновато» стало и в КБ, и на кафедре…. Никто не хочет ни рисковать силами и временем, ни тратить хоть сколь-нибудь значимых денег на принципиально новые исследования. Деньги выделяются, но куда они исчезают?
       Телевизор над головой «вещал» о качестве продуктов, фальсификате и влиянии загрязнения окружающей среды на потребителей, голос ведущего настоятельно рекомендовал проверять сроки годности. Я все глубже задумывался о сложившейся ситуации на работе. Мысли текли плавно, звук телевизора незаметно исчезал из сознания….

      Я стоял на какой-то странной желтой глине. Она пружинила под ногами, а в отдалении то здесь, то там были видны небольшие овраги.
       – Где это я? – «сакраментальный» вопрос, которым задаешься непосредственно перед тем, как выяснишь, что окончательно заблудился.
      – Мне кажется, это равнина, а что там дальше, надо бы выяснить – голос принадлежал молодой  женщине, стоявшей рядом.
      Ее красивые пышные формы, грудной голос, плавные черты лица, создавали ощущение душевной нежности, как теплый весенний ветер проникающего в грудь.
      – Здравствуйте. Я – Вячеслав. Мы знакомы? – с первого взгляда у меня возникло ощущение какой-то глубинной связи, хотя я знал совершенно точно, что среди моих родственников и даже знакомых такой «пампушечки» нет. Словно прочитав мои мысли, она ответила:
      – Вы правы, нас можно назвать родственниками. Меня зовут…. Ее голос утонул в грохоте. Тягучие и плавные раскаты грома доносились из-за горизонта, но не были похожи на привычный звук грозы, хотя странные сполохи то и дело озаряли все небо, по которому неслись хлопья тумана. Переспросить имя я почему-то постеснялся.
      В голове даже не возникло вопросов, как я попал сюда, а главное, зачем мы здесь? Странная пелена затмила мозг. Мышление стало очень конкретным и простым.
      – Давайте изучим обстановку чтобы сориентироваться на местности – с важным видом и тоном, как минимум профессора – лауреата Нобелевской премии, я изрек потрясающе бессмысленное предложение.
      – Как же ориентироваться в безориентирной местности? Компаса нет, звезд нет, растительность – в отдалении, ландшафт – пустыня с ямами и оврагами! Да и к чему осуществлять привязку, если карты нет, и не известно, где ее добыть? – взглянула на меня моя спутница – и куда мы должны идти?
      Краешки ее губ лишь чуть потянулись вверх, а на щеках проснулись ямочки, обозначая добрую полуулыбку. Взгляд ее замечательных зеленых глаз, излучая «последнюю надежду на меня», был немного укоризненным. Почему я прямо сейчас не могу решить все проблемы? Порыв влечения окончательно «добил» остатки моего мышления лавиной адреналина в крови. Тем не менее, откуда-то «из глубин сознания» я нашелся что ответить:
      – Туман! Туман укажет направление ветра, а там, глядишь, найдем что ни будь пригодное для ночлега.
      Прикосновение ее рук, мягкость осторожных движений, легкость, с которой она доверилась мне в этой пустыне…. Я готов был отдать душу кому угодно, лишь бы это не прекращалось!
      Надо было куда-то двигаться. Мы решили идти навстречу налетающим хлопьям тумана. Поверхность, по которой мы шли, странным образом не менялась, оставаясь плоской. То и дело на пути попадались глубокие воронки и овраги. В некоторых на дне зияли черные дыры ходов куда-то в недра пустыни.
      В какой-то момент, оступившись, моя спутница начала скользить вниз. Я успел подхватить ее. Гладкие и скользкие склоны могли превратить эту воронку в смертельную ловушку. Удачный исход ситуации и благодарность в ее взгляде неизмеримо подняли мое настроение.
      – Вы, должно быть, устали. Ведь идем мы уже очень долго! Может, отдохнем? Тем более, что я не могу рассчитать, хватит ли нам сил, найти убежище чтобы скоротать ночь – сказал я, отводя ее подальше от опасного склона.
      – Я чувствую, что мы должны идти. Похоже, что впереди нас ожидает НЕЧТО.
      – И Вы знаете, что это?
      – Я не могу знать, только чувствую, что оно нам вряд ли понравится! – Ее озабоченный взгляд устремился вперед, в темноту.
      – Давайте рассуждать логически! – Мы опустились на землю, чтобы перевести дух – Грунт у нас под ногами очень плотный. Вряд ли какой ползучий гад сможет в него быстро зарыться и также быстро напасть из засады. Разумеется, надо опасаться пещер, в которых он может скрываться. Пока мы идем, в пустыне не встретилось ни клочка растительности. Поэтому вероятность найти травоядных животных, а значит столкнуться с хищником, очень мала. К тому же в округе не видно и не слышно источников воды. Опасность, конечно, может исходить с неба, но если нет ни еды, ни воды, то нет и хищника! Мне кажется, единственная опасность здесь – это бескрайняя пустыня. Так что мы можем спокойно отдохнуть!
      Пока я говорил, она зачарованно наблюдала за мной. Это поднимало самооценку, и без того уже «взлетевшую ввысь» до «заоблачных высот».
      – Нет, я чувствую, Вы не правы! Мы скоро столкнемся с НИМ. Уж лучше раньше, пока есть силы!
      Еще немного передохнув, она поднялась и зашагала вперед, навстречу туману. Мне пришлось идти рядом, чтобы в случае неприятностей я мог бы ее защитить. Так мы шли довольно продолжительное время. В темноте я плохо видел ее лицо, но слышал, как участилось ее дыхание. Шаги стали тяжелее. Изредка ей приходилось хвататься за мою руку, чтобы не упасть спотыкаясь. Положение осложнялось тем, что глина под ногами становилась все более липкой, и источала кисловатый неприятный запах. Останавливаться здесь не хотелось. Справа и слева стали появляться признаки растительности. В темноте я не мог разглядеть деталей, только бесформенные очертания.
      Наконец, мы столкнулись с огромным кустом. А был ли это куст? На тонких полупрозрачных ветвях зеленого цвета плотно росли странные листья. Нет, это нельзя было назвать ни ветвями, ни листьями. Скорее – это метелки из длинных надувных шершавых «колбасок» с шариками на концах. Такое впечатление, что какой-то безумный ребенок накупил длинных голубых надувных шариков, и «накрутил» эти причудливые заросли вместо «собачек» или цветочков забавы ради. Стоило лишь немного толкнуть «ствол», и с него во все стороны разлетались эти «шарики». В призрачном голубом свете этот пейзаж вызывал ощущение опасности.
      – Это ОНО! – громким шепотом сообщила мне моя спутница.
      – Не ОНО, а ОН, то бишь я – Аспергиллус.
      – Ну надо же, кусты бранятся! – холодный озноб прошил меня от копчика до макушки. Мое сознание отказывалось принимать этот факт. Потрясающее сочетание букв, образующее его имя, не имело для меня ни малейшего смысла.
      – Догулялся с дамой до галлюцинаций! – Подумал я. – Это все от большого желания. Ведь говорили, что чрезмерное сексуальное влечение доведет-таки до беды!
      Я взглянул на свою спутницу. Мне не хотелось, чтобы она заметила мою «маленькую странность». Со своим сознанием я потом разберусь, лишь бы ее не упустить. Но красивое лицо побелело как мел, жуткое впечатление лишь усиливалось в призрачном свете.
      – Бежим! –Она рванула меня так, что я чуть не грохнулся, поскользнувшись на «травке» из этого А-А-А…. как его там! Мы рванули сквозь куст, подняв в воздух огромное количество шариков. Ничто не обладает такой силой «убеждения» как хорошая доза испуга в сочетании с «циклическим» видом спорта – бегом с элементами фигурного катания на ногах по тонкому слою слизи, пируэтами и скольжением на различных «опорных» точках тела.
      Сдав зачет ГТО на дистанции двести метров с препятствиями, мы остановились.
      – А зачем мы бежим? – сквозь прерывающееся дыхание спросил я.
      Вместо ответа она стала срывать с меня и себя одежду.
      – Эй - эй, постой, я еще не готов! Может, подыщем более романтичное гнездышко, чем эта липкая площадь?
      – У вас – мужиков мысли всегда ниже пояса? Смотри! – Она махнула рукой в сторону содранных с меня штанов и рубашки, продолжая  срывать верхнюю одежду с себя.
      Вид моей одежды совсем не радовал. Из бирюзовых шариков, облепивших штаны и рубашку, и тех, что упали на глину во время «спурта», начали появляться те самые «колбаски».
      – Покой и еда, много еды – вот что нужно всем для развития! – сказала одна из быстро растущих «колбасок».
      Я увидел, что на прическе моей спутницы несколько шариков начали прорастать. Быстрыми движениями я стряхнул их вниз. Она тоже помогла мне очистить шевелюру.
      – Он растворит нас, надо уходить!
      – Движение опасно и вредно! Покой, покой и еда! – как заклинание летело со всех сторон.
      Времени на раздумья не было. Впереди, в метрах трехстах был виден высокий скальный выступ красной породы.
      – Туда, на скалу – выдохнули мы одновременно.
      Скальная стенка была гладкой. Неимоверными усилиями, цепляясь за малейшие уступы, подтягивая друг друга, мы лезли, лезли и лезли вверх. Пальцы потеряли способность сгибаться, превратившись в скрюченные отростки. Ноги и руки обрели свинцовую тяжесть. Деревянная спина отказывалась работать. Стук, бешеный стук сердца в висках и груди…. Я не помню, как мы выползли на это проклятое плато.
      –  Ты где? Ты спишь? – ее голос доносился издалека…

       – Ты где? – я снова услышал ее – свое отражение, сердечную половину моего существа. Голос шел с дивана в нашей комнате, где отдыхала моя жена…
       Телевизор над головой показывал какую-то ерунду, освещая давно остывший чай, бутерброд с ветчиной «Московской» и голландским сыром «Сваля» из «Малой Клюевки», терпеливо ожидавших своей участи…

Вячеслав Дорошенко
Фото плесени с ресурса Megabook

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Мы, грибы и Матрица

Когда Земля была плоской