Военные сборы




 Эта история началась в первых числах июня. Весь четвертый курс Таганрогского радиотехнического университета отправлялся на военные сборы перед сдачей государственного экзамена на Военно-морской кафедре. Для большинства из нас поездка в действующую войсковую часть казалась чем-то рискованным. Как сложатся отношения с "дедами"? Не придется ли задержаться там чуть-чуть, на годик или два? Кое-кто немного сдрейфил и добился освобождения, чтобы весь месяц таскаться на кафедру и подготовку к экзамену проходить там, а мы решили, что наша дружная группа не пропадет нигде.

- Вниманию пассажиров! Поезд сообщением Адлер-Мурманск будет прибывать на первый путь к платформе номер один!
- Товарищ капитан второго ранга, разрешите обратиться! - мне нужно было кое-что узнать заранее.
- Обращайтесь! - раскалившийся под жарким южным солнцем перрон не способствовал дружелюбному тону преподавателя.
- Скажите, пожалуйста, в какой вагон должна зайти наша группа?
- Курсанты Радиотехнического факультета и факультета Электроники должны занять двадцать седьмой, двадцать восьмой и двадцать девятый вагоны. Курсанту Андрейченко было поручено следить за чемоданом. Доложите, как он справляется с задачей?
- Вон Андрейченко, а рядом с ним чемодан.

   Что это за чемодан, мы не знали. То ли это личные вещи, то ли документы, но  возиться с ним было не с руки. Наши две группы "акустиков" еще в электричке смекнули, чтобы занять нижние полки в плацкартном вагоне, нужно подходить к вопросу стратегически. Когда вдалеке показался длиннющий состав, пары ребят по-крепче заняли диспозицию так, чтобы оказаться на входе и в первую очередь пропустить своих.  Поезд приближался.  В раскаленных воздушных потоках его дрожащие очертания росли в размерах.
    Мы ждали, пока длинный состав проходил мимо нас. Наконец скрипнули тормоза, он остановился и проводник открыла дверь. Она, видимо, была предупреждена заранее, поэтому процедуру проверки билетов отложила "на потом". Море студентов колыхнулось в направлении входа, но проникли внутрь только наши люди. Стратегия и тактика сработали. Пока одни сдерживали конкурентов, другие занимали места на всех, а третьи загружали все вещи. Командная тактика при хорошей организации сработала четко. Уже через пять минут все заняли свои места. Путь ведь не близкий - до самого Мурманска!

- Товарищ Андрейченко, доложите, где чемодан? - Красный от ярости кап-два уже готов был взорваться, но что-то его остановило: то ли  вид мускулов, вздутых от сдерживания полсотни людей, то ли прямые "непонимающие" взгляды курсантов, устремленные в его сторону. А за окном вагона посреди опустевшего перрона на солнцепеке сиротливо стоял чемодан... Впрочем, времени для его "эвакуации" в вагон было более чем достаточно.  

  Успокоившийся кап-два назначил дежурных на входах в вагон. Их задачей было предотвратить "прогулки" на остановках,  проход посторонних, курение в тамбуре и пьянство. Проводница проверила документы и, поскольку все дружно отказались от ее услуг, ушла к подругам в соседний вагон. Поезд качнулся, здание вокзала плавно поплыло за окном.

      Жара в вагоне. За бортом плюс тридцать восемь! Мы открыли окна, где это было возможно. Теплая вода в питьевом бачке расходилась быстро. Мы разбрелись по плацкартам. Кто-то затеял картишки, кто-то читал, кто-то пялился в окно, но большинство было занято очень важным делом - трепом обо всем. Через шесть часов мы были уже в Воронеже. Какой-то грузовой полустанок. Непродолжительная стоянка и отсутствие возможности что-либо купить. Хорошо, что хоть воду в бачок заправили. Какие-то кавказцы закинули в тамбур гору ящиков со сливами. Опрометчивое решение, учитывая сложившуюся ситуацию...
   Стук колес, легкий запах креозота и креолина, смешанный с запахом машинного масла и другими "ароматами" железной дороги. Кап-два несколько раз проверял нас на предмет алкоголя. Даже реквизировал пару бутылок водки. Но мало кто расстроился. В такую жару даже сто грамм переносится тяжело. В конце вагона только Чук и его компания "гудели" по полной. Их дело...
     Почему же воспоминания об этом душном вагоне вызывают у меня теплые чувства? Может это от удивительной легкости студенческого общения, или от того, что в окне поезда, пересекавшего объездными путями страну с юга на север, мелькала такая разная Родина... Наши луга и поля, сменились высокими соснами и лесами Воронежской области, а как очаровательна оказалась Карелия с ее озерами среди камней, светлыми лесами, мхом, сосновым духом и золотым полярным солнцем.
    Конечно, теплые воспоминания связаны и с приключениями, произошедшими в дороге. Когда состав прибыл в Петрозаводск все наши высыпали на перрон по пояс раздетыми. Проводница шутила, что такой сексуальной поездки с вагоном полуобнаженных молодых интеллигентных мужчин у нее еще не было. На соседнем пути из крана,  предназначенного для заправки питьевой воды и мытья вагонов, текла вода. Вот оно - счастье немытого студента! Что стоит отвернуть кран и устроить такую долгожданную помывку, хотя бы по пояс, после трех дней вагонной духоты! Боже, какой же это класс, нормально вымыть голову шампунем, нормально побриться и почистить зубы! Немедленно возле крана выстроилась очередь  желающих. На нас с интересом смотрели рабочие-путейцы, обслуживающие составы, а перрон мгновенно опустел. Честно признаться, такое купание в моей жизни было впервые, и пока единственный раз.
  Стук колес. За окном проплывают болотца, темные еловые леса.  Кажется, время отстало здесь лет на пятьдесят. Одноколейная дорога, нет столбов контактной сети, безлюдные деревянные полустаночки, редкие пассажиры с морошкой и брусникой и солнце, не заходящее  за горизонт...
   Как эпизод из юмористического фильма вспоминаю пятнадцатиминутную  задержку состава где-то на стрелке в Мурманской области.  Большой луг, на котором "кустики" карельской березы. Чук через окно  он заметил ларек, торгующий алкоголем,  примерно в километре от состава. А у них с компанией алкоголь закончился еще день назад,  тут такая возможность...
- Мужики, я пошел!
- Чук, ты куда?!
- Вон, ларек!
- Чук, документы возьми, отстанешь!
- Я успею!
    В красных трусах, майке без рукавов и резиновых тапочках он рванул к ларьку. Поезд стоял, а он вприпрыжку через карельскую березу, шлепая тапочками по заднице, проходил километровую дистанцию.  Вот и ларек. Поезд стоит. У ларька один человек перед Чуком, тот интеллигентно ждет. Поезд тоже. Вот, наконец, Чук отдает деньги. Продавщица смотрит на поезд. Поезд ждет. Продавщица отдает бутылку и смотрит на поезд. Поезд ждет. Сдача. Продавщица не спешит отдавать купюры. Чук легким рывком забирает свою сдачу. Поезд легким толчком начинает движение. Чук спешит поезду наперерез. Поезд чуть-чуть набирает скорость так, чтобы последний вагон прошел перед Чуком, но тот ускоряется. Если бы Чук с такой скоростью бежал на зачете по физкультуре, наверняка бы сдал норматив КМС! Вот и насыпь. Надо хвататься за поручни, но руки заняты!
- Чук, бросай бутылку!
- Нельзя, я за ней столько бегал!
- Чук, бросай, от поезда отстанешь!
- Не брошу, это для наших!
Руки ребят схватили его за майку. Он каким-то чудом ухватился за поручень, не отпуская ни бутылку, ни сдачу. Майка порвалась, тапочек слетел с ноги. Руки втащили его в вагон.
   За этим феерическим бегом наблюдал, наверное, весь состав. О том, что это видели  наши офицеры, можно было точно сказать уже через пол минуты.
- Так, товарищи студенты, доложите, какой д...б совершал этот ... забег?
Немой вопрос на лицах...
- Не надо молча "строить дурочку"!
Немой вопрос на лицах...
- Так, у кого красные трусы!
- У меня...
- У меня..
- И у меня... - еще десяток человек подтвердили факт счастливого обладания красными портками.
- Где Ваш тапочек - он посмотрел на босую ногу Чука.
- Нету...
- Бутылку!
- Ну товарищ капитан второго ранга, он так бежал...
- Бутылку! По возвращении в Таганрог будете отчислены с Военно-морской кафедры за грубое нарушение дисциплины! Бутылку!
   Компания опечалилась. Чук демонстрировал ноги, посеченные карельской березой. После прибытия в Мурманск компания отправляла переговорщиков к офицерам, чтобы вернуть "имущество", но те оставили "трофей" у себя.

   В Мурманске нас погрузили на армейские грузовики и по пыльной дороге мы отправились в Гаджиево. Я сидел в глубине кузова. Через борт крытого грузовика видно в основном каменистую дорогу с наносами серого песка, а еще скалистые сопки и кустики карельской березы и каких-то совсем маленьких травок, жмущихся к камням. Говорят, по весне, которая только-только закончилась в июне, здесь цветут красивые северные цветы, но глядя на унылый серый пейзаж в это поверить очень сложно.
   На базе ВМФ мы получили новую форму №3 и на тех же грузовиках отправились в порт. Там нас уже ждал поисково-спасательный катер - небольшое судно, напоминающее буксир, с просторным трюмом. Серое Баренцево море было спокойным. Холодный ветер заставлял жаться от холода, но уходить в трюм не хотелось.
   Мы шли по фьордам среди скалистых сопок. Изредка на берегу можно было видеть кладбища старых кораблей. Иногда мы проходили мимо гражданских судов на рейде. Нам повезло увидеть легенду Северного флота - ледокол "Ленин". Честно сказать, со школьной скамьи я представлял его значительно большим, чем это оказалось в действительности. Но все равно, это судно, выкрашенное в красно-оранжевый цвет, вселяло уважение.
      В одной из шхер нам открылось зрелище, потрясающее до глубины души. Одна из сопок проходческими машинами была срезана на половину,  как ножом. Вверху - огромный портрет Ильича. Местный, который шел вместе с нами на ПСК, рассказал, что здесь места, совсем не приспособленные для жизни. Сталин согнал сюда репрессированных метростроевцев, которые в неимоверном холоде, при пронзающем сыром ветре строили базы ВМФ. Много их погибло от болезней. Они срезали сопку и нарисовали портрет, чтобы обратиться за помилованием, но услышаны не были. Их кости так и остались где-то в этих сопках. На память от них остались вертикальные канавки от проходческого оборудования, как слезы... Не знаю, правда ли это, но люди так говорят...
     Переход закончился в одной из баз. ПСК подходил к пирсам и выгружал пассажиров. Дошла очередь и до нас. Гремя килограммовыми "гадами" по сходням мы вышли на пирс, где нас встретил молодой лейтенант и через плац отвел в казарму.

Окончание истории читайте здесь...

Фото из личного архива А.Белова.

Автор выражает благодарность всем, кто поделился воспоминаниями.
 



Комментарии

  1. На плацу молодой лейтенант подвел нас в "Гадах" без шнурков, в б/у робе (новую не дали, 1995год!), студентов с плохим зрением.) Велел построится...: -А этот,как его, чего хромает? -Он хромой., а чего он щурится на меня? - зрение плохое!, -ха-ха, понабрали инвалидов!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Мы, грибы и Матрица

Когда Земля была плоской