Автомобиль

 

    "Каждый, у кого нет автомобиля, хотел бы его купить, а тот, у кого он есть, хотел бы его продать"... Кажется, история, придуманная великим Рязановым, не состарится никогда.
О собственном автомобиле мы с женой думали давно. Идея выглядела очень заманчиво. То и дело  реклама с экрана телевизора показывала "манящие дали", "бескомпромиссность комфорта", "путешествие мечты", тем самым будоражила воображение. В этом самом воображении мы уносились далеко, но "помечтали и хватит!". То денег нет, то просто "ну куда нам". Отговорки, как известно, можно найти всегда.
   От получения водительского удостоверения меня останавливала категоричная убежденность моих родителей: "Ты никогда не будешь водить автомобиль!". На чем она была основана? Будучи мальчишкой, я никогда не задавался глубоким анализом: "Почему?". Просто родители повторяли эту мысль довольно часто. Да и какой автомобиль может быть в школьном возрасте?Зато велосипед, приобретенный ими для себя, быстро был реквизирован мной еще в пятом классе. В дни летних каникул я исколесил весь город, даже в Красный Десант умудрился сгонять, благо не было никаких мобильных "штучек", которые "сдали" бы мои похождения родителям. Полная свобода! Хочешь "стырить" подсолнухов с колхозного поля - крути педали! Хочешь в "латки" на велосипедах по песчаным "буграм" на "Топольке" - пожалуйста! Просто погонять по району - нет проблем!  Ценой такой свободы была починка "агрегата". Я собственноручно разбирал и собирал велосипед до последнего винтика. Это было интересно и позволяло выглядеть круто среди сверстников. 
     Сегодня наши запросы более "крутые": шопинг, поездки на отдых, возможность решать мелкие проблемы оперативно. Только каждый раз, сталкиваясь с необходимостью куда-то ехать, мое  не очень хорошее зрение все время воскрешало в памяти родительское "Ты никогда не будешь водить машину!". Ох, как же трудно отыскать водителя, когда он тебе срочно нужен! Все либо заняты, либо в ремонте. Собрался за грибами - как безлошадный уговаривай друзей как можешь, при этом выдавая свои грибные места. А если ехать автостопом, самое сложное - добираться в четыре утра на кольцо Таганрогского шоссе в Ростове - начальную точку большинства моих приключений. Добрые люди в городе есть, но в такую рань на трассе попробуй их найди. Последний раз мне посчастливилось, человек подвез меня, голосовавшего в темени возле ГАИ с большой корзиной и рюкзаком.  Все прошло "на тоненького" и очень пощекотало нервишки. Риск сильно опоздать и не сдержать данные Ростовчанам обещания заставлял нервничать и постоянно пялиться на часы. В конечном итоге, это подвигло меня на отчаянный шаг - отправиться на переулок Комсомольский чтобы записаться на курсы вождения в автошколу. 
     Боже, куда я иду! Какой из меня водитель? Как я буду со своим зрением за рулем? Сомнения были столь сильны, что я готов был при малейшей критике бросить эту затею. Я и не думал, что столкнусь с таким серьезным психологическим барьером! Из-за него я преодолевал каждый шаг от остановки семьдесят третьего маршрута до Юношеской автошколы только волевым усилием. Мыслишки "стучались в черепную коробку": "Чего волноваться? Все равно сейчас скажут "Ты никогда не будешь водить!". Этому потоку противостоял тоненький голосок: "Вот когда скажут, тогда и пойду обратно!". Это противостояние было мучительным. Когда администратор автошколы просто улыбнулась моей неуверенности и страхам, дескать, сходите на медкомиссию и просто получите справку, колоссальная глыба упала с души. 
     Уже через день я был на медкомиссии. Было назначено много врачей, но только один из них вызывал содрогание: "О Боже! Окулист!". За белой дверью находилась красивая женщина, вселявшая в меня ужас. Ну чего я приперся? Вот сейчас она выявит проблемы со зрением и выскажется типа: "Ну куда Вы с такими глазами "в Калашный ряд"! Вам только до первого столба доехать и обняться с ним!" и просто посмеется моим намерениям. Вот и пытка началась...
- Возьмите картоночку в левую руку, закройте глаз и скажите, какую строчку Вы видите. 
Вместо простого ответа на вопрос я начал читать букву за буквой, поскольку "комплекс неполноценности" просто захлестывал, а соображалка куда-то отступила.
- Зачем Вы мне читаете это? Я наизусть ее знаю! Просто скажете, какая строчка!
Молчу, разбираю символы, потом называю строчку.
- Почему так неуверенно? Прям спектакль разыграли! Не так уж сильно Ваше зрение ухудшилось. Находите возможность ходить без очков и так переживаете!
Подобрала мне очки и отпустила с миром. "Комплекс неполноценности" дал глубокую трещину. 
       На первое занятие в автошколу я пришел первым. Разглядывал плакаты и наглядные пособия. Чем черт не шутит, выучусь и буду водить! Как же я был разочарован, когда преподаватель включил телевизионный монитор, чтобы разбирать типовые ситуации, а я со второго ряда с огромным трудом разбирал символы. "Любимый" комплекс воспрял: "Какое второе занятие! Не позорься! Ты-ж читаешь с трудом!". В ответ этому мерзкому голосочку я решил, что в любом случае теоретический курс будет полезен, а инструктор меня сам выгонит с вождения. В запале самоиронии я даже не обратил внимания на то, что люди с нормальным зрением  читали задания тоже с большим трудом.   
       На вождении, к моему удивлению, инструктор поддержал меня. Услышав о моих сомнениях, Славик (так его звали) заставлял меня ездить по сложным участкам городских дорог. Я побывал на железнодорожных переездах в пробках, выезжал на сложные аварийно-опасные перекрестки, по требованию Славика выполнял обгон и объезжал препятствия при загруженном встречном потоке... "Любимый" комплекс стал работать на меня. Чтобы доказать самому себе состоятельность собственных намерений я назубок выучил правила движения, пешком мысленно прорабатывал возможные сложные ситуации на перекрестках и  улицах, по которым шел. Дошло до того, что в маршрутке я садился поближе к водителю, незаметно для окружающих "переключал" виртуальную коробку передач и "жал" на виртуальные педали.  В результате к моменту внутреннего экзамена  по вождению в автошколе я чувствовал себя абсолютно уверенно.
   Экзамен в ГАИ сбил уверенность. Предоставленные автомобили были настроены совершенно иначе, чем в автошколе. За тридцать секунд без единой поездки надо было освоиться с машиной, обладающей не только совершенно другой управляемостью, но и плохо настроенным сцеплением. Особый "восторг" вызвала раздолбанная "пятерка". Такое впечатление, что ее собирали кустари-одиночки лет сто назад.  Сцепление абсолютно не держало ее на уклоне, поэтому чтобы тронуться на ней, надо было жать три педали одновременно и вовремя снимать "ручник". "Сюрпризы" таились и на экзаменационной площадке. Те упражнения, которые я выполнял во время обучения практически с закрытыми глазами, на экзаменационной площадке стали трудноразрешимой проблемой из-за того, что расположение и пространственная ориентация упражнений, порядок  их следования диаметрально отличались от школьных... Чудом сдал...
       Прошло время. Пройденные усилия не прошли даром. В один прекрасный день я все же уговорил жену, и мы отправились в салон покупать автомобиль. С собой мы уговорили поехать нашего друга Александра. После приятной процедуры выбора авто, изрядно ублажившей наше самолюбие, настал момент, когда дилер выгнал машину за пределы торгового центра и попрощался. Только в этот момент я осознал, что придется ехать в кошмарных погодных условиях. Из свинцовых туч лил дождь, перемежавшийся мокрым снегом. Наступали сумерки и предметы были плохоразличимы.
       Вот тут и настало время проверки моей состоятельности как водителя. Поездка по Ростову с его напряженным трафиком, разбитыми дорогами и разметкой, полностью скрытой лужами, превратилась в тяжелое испытание. Я впервые ехал по городу не на учебной машине и без инструктора. Жена первое время верещала на заднем сидении от моих маневров, но потом ее глаза округлились, пальцы крепко сжали уголки сидения, она застыла в напряженной позе и затихла. Саша ехал тихо. Просто вжался в переднее сидение пассажира и внимательно смотрел на дорогу большими глазами. Его подсказки были очень полезны и своевременны. Пару раз он подправил руль и спас от мелких ДТП.
       Я рулил в жутком напряжении. Слава Богу, зрение совершенно не подвело меня, даже несмотря на такую ужасную погоду. Я вспомнил все, чему учили. Держал дистанцию, отслеживал залитую грязью полосу по краю дороги, четко отрабатывал знаки, следил за скоростным режимом.  Не прошло и трех часов, как мы были дома. Саша когда вышел из машины, посетовал, что нужно было выдавать памперсы так, на всякий случай...
         Сегодня водить машину мне значительно легче. Я начал осваиваться и привыкать к ней. А комплекс, "любимый комплекс" сдох! Я очень доволен, ведь не каждый раз удается сломать барьер, всю жизнь мелко пакостивший тебе...

Вячеслав Дорошенко
Фото Лада Калина с сайта http://www.avtogermes.ru/sale/lada/kalina/ 
        
           

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Мы, грибы и Матрица

Когда Земля была плоской