Крестины





У меня был отличный день. Я снова стал крестным отцом. Нет, не Доном Корлеоне - у меня нет столько денег и такой "семьи", но, надеюсь, такое же большое сердце как у него. Юля давно хотела крестить дочку, а учитывая давнишнюю дружбу наших семей, начало которой затаилось глубоко в истории, ее выбор был предрешен. 

Звание крестного отца, конечно, не налагает каких-то там особых обязательств, но зато позволяет семьям стать еще чуточку ближе друг к другу.  Мне давно хотелось этого.

Как-то моя жена стала крестной сыну наших общих друзей и мне было приятно смотреть, как детвора каждый раз радовалась ее приходу и подаркам. Когда мы заходили  к ним в дом с  пухленьким пакетом, нас встречала детвора.  Когда кресник бежал встречать гостей, то на середине пути из комнаты в прихожую на его лице стремительно менялись эмоции. Сначала стеснение. Из-за него пацаненок "тормозил" в мягкую маму, маленькие ручонки хватались сзади за мамину юбку так, чтобы гости "не заметили ничего". Но разве могут детские гляделки оторваться от полного пакета? Обязательно одним глазком он внимательно следил за  происходящим. Постепенно личико все вытягивалось и вытягивалось, стараясь заглянуть внутрь. В конце-концов любопытство побеждало осторожность,   он подбирался к пакету, чтобы хоть одним глазком... А там куча сладостей! Маленькое лицо тут же озарялось радостной, немного шкодной улыбкой. Ручонки сами оказывались внутри. Но строгий мамин взгляд и одобрительная улыбка крестной... Смятение детских чувств: "Это мне?!", и громкая радость, когда взрослые кивком головы подтвердят это.

Я давно заметил, что в детских глазах светится нечто большее, чем взгляд маленького человечка. Иногда мне кажется, что через синие глазки - пуговки нас изучает Вселенная: какие мы, что и как мы делаем, что чувствуем. В такие моменты я вспоминаю фильм Брэда Сиберлинга "Город Ангелов" с Николасом Кейджем в главной роли. То, что для нас стало привычным: прикосновения, чувства, человеческие отношения, для младенца - настоящее чудо, потрясающее открытие. Почему мы утеряли это ощущение с возрастом? Привыкли, или нам не надо, или небезосновательно не верим в чудеса?

Когда мы знакомились с будущей крестницей я обратил внимание на ее удивительную способность радоваться жизни. Обычно младенцы смотрят на чужих людей с испугом и недоверием. Маленькая Лена напротив, охотно отзывалась улыбкой на каждый добрый взгляд.  Почему так захватывающе смотреть, как другой маленький человек начинает познавать Мир? Что такого магического притягивает внимание к крошечным пальчикам, ощупывающим предметы и доверчиво сжимающим твой указательный палец всей пятерней? Почему все так внимательно прислушиваются к каждому "угуканию" в ожидании первого слова? Что-то древнее есть в этом. Какая-то глубинная связь поколений, придающая простым действиям глубокий смысл, какие-то далекие и неясные отзвуки-воспоминания о счастливых моментах материнской любви.

Впрочем, связь поколений устанавливается, как известно, и через обряды. Вот и Святой Отец - настоятель храма Георгия-Победоносца попросил пройти курс ознакомления с основами православной веры, христианскими обычаями и обрядами.  Несмотря на то, что когда-то я уже слушал эти две лекции, решил посетить их еще раз.

Честно признаться, меня давно интересует вопрос: "Что влечет людей двадцать первого века в религию?". Огромное количество проповедников и священников проповедуют среди общества, давно открывшего множество тайн мироздания. Как обсуждать Библейскую легенду о создании Мира с людьми, имеющими представление и о термоядерном синтезе, и о теории относительности с ее релятивистской механикой? Как говорить о жизни после смерти с людьми, имеющими представление о современной медицине? Наше общество светское и весьма образованное...

На занятиях я внимательно слушал священников. Они говорили о богословских вещах, которые когда-то вдохновили Илью Муромца и муромов на победу над войском татаро-монгол, десятикратно превосходящим их по численности.  Простые христианские истины вели многих наших предков к великим историческим свершениям, а сегодня в наших глазах выглядят наивно, по-детски несерьезно. Богословские доказательства и аргументы, звучавшие на этих проповедях, не очень-то тронули мое сердце. Мой холодный разум сегодня озабочен скорее житейскими проблемами, чем соотношениями философских критериев и рассуждениями апологетов. Но коли так, что я со своим образованием здесь, в церковно-приходской школе, делаю?

- Юль, зачем ты ребенка крестишь? - спросил я ее между занятиями.
- Ну так принято. Пусть у ребенка будет ангел-хранитель, защищающий его по жизни...

Прав был мыслитель, сказавший: "От многознания мудрее и счастливее не станем!".  Когда настоятель перешел от формальных церковных истин к рассуждениям о человеческих страстях, мне действительно стало интересно. Добро и зло, сострадание и подлость, сила духа и мелочность - все на месте в современном обществе! Изменились только обстоятельства жизни - декорации, на фоне которых развиваются события. Несмотря на большие достижения в области психологии, мы все также страдаем от страхов и депрессий, не всегда справляемся с "бешеной скачкой на белом коне" по урагану страстей. Нет, я не хотел бы, чтобы кто-то посторонний что-то решал вместо меня. Я не стану тратить драгоценные моменты жизни на торг за призрачное место в Раю и вряд ли пойду врачевать очередную хворь к иконам. Но я хотел бы видеть в трудные моменты жизни примеры духовной силы и ощущать метафизическую поддержку предков. Гуртом, как известно, и батьку бить легче...

Обряд проходил в храме Георгия-Победоносца. Всего двое младенцев, нет ощущения толпы, все по семейному торжественно и уютно. Я все время волновался, что маленькая крестница может простудиться, ведь в храме не жарко. Но кроха лишь радостно улыбалась когда ее опускали в купель. Ее открытая улыбка заставляла улыбаться даже Батюшку, когда он помазывал ее. Для нас всех радость ребенка и торжественность обряда в полупустом храме создали ощущение праздника, уоторое я постараюсь надолго сохранить в своей памяти.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Мы, грибы и Матрица

Когда Земля была плоской