Настоящий художник







- Ну, цветочек... И что дальше? В чем идея?
- Просто весна на дворе! Подсознательно хочется любви...
- Любовь только весной? От весны до весны пой, гитарная струна!
- Цветы согреты теплым весенним солнышком. От них струится золотой цвет...
- Отличная иллюстрация в учебник ботаники... Где любовь?!
- А для меня - ощущение теплого денька, в начале лета, безветренного и спокойного. Замечательная работа! Веет умиротворением...
- Не понял! Как это "веет"? Как это "умиротворением"? От лепестков?! Мы что, уже от гербария "тащимся"?
- А Вы от чего "тащитесь"?
- От настоящих художников! Не от гербария!...

     Просматривая соцсеть, в группе художников я наткнулся на жаркий спор двух мастеров. Накал страстей бушевал нешуточный, завлекая, затягивая в себя все больше участников. Вопрос: "Кого считать настоящим художником?" и "Что считать искусством, а что - ремеслом?" увлек и меня. Еще в школе я пробовал писать акварелью, гуашью, маслом, очень полюбил графику. Интересно, был ли я тогда настоящим художником? Память хорошо сохранила воспоминания о том, как увлекла тогда игра цвета на обычном болгарском перце. Было так удивительно, что в цвете, называемом "красный", живет вся палитра. В бликах солнечного света - куча оттенков красного, оранжевого и желтого, а в тенях - оттенки синего и фиолетового, зеленые отблески от плодоножки...  Тогда войдя в раж я перестал бояться темных красок и "ворвался" в неизведанный океан оттенков туда, где раньше все казалось однородным, простым и понятным. Впервые пришло ощущение свободы. Кисть на маленьком листе бумаги для акварели оживляла цвет, сталкивая, или наоборот, примиряя оттенки.
   Но можно ли считать достойным сюжет "Перец на столе"? Было ли это "настоящим искусством"? Может надо было написать что-то общественно-политическое в духе соцреализма - "В колхозе "Заветы Ильича" урожай перца" и тогда работа приобрела бы историческую ценность? Или, скажем, поднять авангардную тематику: "Грани фиолета в цепях красной кубатуры перца", чтобы впоследствии стать символом общественно-политического протеста, движущей силой борьбы за права и свободу "острого малого в тупом большом"? Нет, пожалуй, стоило попытаться вывести математически правильные пропорции перчины, чтобы сравняться с великим Леонардо и отыскать истинную гармонию формы!  Три тысячи раз написать этот перец, чтобы сразить всех совершенством акварельной техники и фотографическим реализмом образа...
       Совсем запутался!   Будучи необъективным по отношению к своим детским работам, я решил еще раз взглянуть на картины тех, кто пользуется авторитетом среди художников чтобы отделить настоящее искусство от ненастоящего. Конечно, можно было бы заглянуть на улицу Фрунзе в кафешку "У дяди Васи", чтобы еще раз насладиться великолепными картинами на стенах и выпить чайку, но лучше всего с головой окунуться в бурлящий мир красок  в Таганрогской  картинной галерее.
      Здесь ощущение чего-то особенного встречает уже на входе. Красивая массивная дверь открывается тяжело, но без единого скрипа. За ней - прихожая со старинной венской мебелью и ковровой дорожкой. Неяркий рассеянный свет сразу придает обстановке какую-то торжественность. В залах - картины разных эпох и стилей. Но почему-то меня сразу потянуло в зал наших художников.  Ведь я тоже из Таганрога! Наверное, все Таганрожцы видят одно и то же.
Яркая картина Кулагина А.С. ""Знойный день в станице Старозолотовской" увлекла меня. Как заядлый грибник я весь сезон разъезжаю по лугам, лесочкам и рощицам. Пыльные грунтовые дороги, маленькие хутора с брошенными мазанками и саманными хатами, заросшие сады и жаркое южное солнце... На картине - крупные рельефные мазки. Конечно, автор работал на пленэре. Вряд ли он делал подмалевок - жарко и пыльно! Детали не прописаны. Кривая раздолбанная дорога "убивает" все мысли о правильных пропорциях. Так почему же я не могу оторваться? Куда делся просторный зал галереи с блестящим паркетным полом и плотными портьерами? Ощущение было настолько сильным, что мне даже дорожная пыль под ногами померещилась! Впечатлительный! Где "закончилась" картина и началось мое воображение?  

А вот картина Сычева М.А. "Ветви яблони". Совсем скоро на наших улицах появится сумасшедший аромат цветущих абрикос, вишен и яблонь. Он смешается с нежным запахом акаций и терпким запахом полевых трав. Как трепыхнулось что-то в груди! Весна! Любовь - это цветок. Каждый роман прекрасен и неповторим! Сколько нежности в отношениях "Он и Она"! Какое фантастическое ощущение полета! Ради этих мгновений существует наша Вселенная. Но как коротко счастье... Семейный быт быстро затуманивает отношения.  Как это похоже на цветы! Уже через несколько дней после начала цветения по улицам метет бело-розовая "метель". Теплый ветерок пренебрежительно играет ею как подросток. Печально облетают с веток невесомые лепестки... Может  мы ценим эти маленькие простые цветочки за их мимолетность? Ведь ждать нового чуда надо целую вечность: пережить испепеляющий летний зной, печалиться осеннему увяданию природы, терпеть зимний холод... Ну вот, опять фантазии! Я тут пришел исследования проводить, а сам утопаю в воспоминаниях и чувствах!
   
    Вот на картине Домик Чехова. Город очень гордится своей историей. Сколько уже написано! Сколько еще будет написано! Многие хотят прикоснуться к истории человека, так глубоко чувствовавшего общество. Но то -Чехов, а тут картина. Вряд ли можно говорить, что художник использовал какую-то сверхсложную технику. Нет здесь каких-то невероятных деталей.  Если не читать названия, дом - как дом. После войны почти все в таких жили. Вон, даже желтая глина проступает сквозь известковую побелку! Простые зеленые ставеньки... Да если бы вы прошли по городу в то время, вряд ли отыскали  бы ставни другого цвета! Они были либо некрашенные, либо покрывались остатками краски от ворот и заборов...  Что великого в этой картине? Никаких философских истин, просто нежное утреннее солнышко и тени, посматривающие на запад.

     Отражения. Мы смотримся в них, отгадывая изменения, происходящие в нас.  Теперь в деревнях проведен газ. Его желтые трубы тянутся вдоль деревенских улиц.  Нигде не найти соломенных крыш. Саманные хаты давно обложены кирпичом. На них - спутниковые тарелки разного калибра. В Таганроге почти не осталось садов, так, маленькие огородики в частном секторе, который жмется к окраинам под натиском современных многоэтажек. Глядя на эти картины я думал о том, что от русского уклада в нашей жизни почти ничего не осталось. Чинная и размеренная патриархальная жизнь провинциального городка сменилась высокотехнологичной суетой автомобилей с автоматическими коробками передач и климатконтролем, Народные гуляния по Ленинской в пятидесятых, когда там нужно было поработать локтями, чтобы быстро пройти, сменились   редкими прохожими, вечно торопящимися куда-то с современными гаджетами. Мало кто смотрит по сторонам и вспоминает об архитектуре и истории города, зато все обсуждают события в социальных сетях.
     
      Так все же, можно ли считать настоящим искусством картины с цветочками, или работы, сюжет которых мимолетен?  Тот, кто пишет не заботясь об идеальной технике и пропорциях, далек от политики и философии, является ли настоящим художником? Признаться честно, я не понимаю смысла в слове "настоящий", а проводить научное исследование - недосуг. Я бродил по залам и жадно пил настроения и эмоции картин мастеров, которых уже нет в живых. Образы их картин,тем не менее,  продолжают говорить от имени авторов. Каждые несколько сотен граммов краски и клочок холста, когда-то оказавшиеся в руках художника, превратились в что-то особенное, содержащее нечто большее, чем простая констатация фактов и сцен, Истинность существования в них никуда не делась и продолжает притягивать зрителя. Так стоит ли мастерам  ломать копья в спорах?


Вячеслав Дорошенко


Фото Таганрогского художественного музея с ресурса https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=17235
 Картина Беда Ж. Домик Чехова, с ресурса http://www.tgliamz.ru/exhibitions/?ELEMENT_ID=1103


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Когда Земля была плоской

Мы, грибы и Матрица