Путешествие из Таганрога в Питер



Этот город - самый лучший город на Земле... Я знал это почти с рождения. Он - сама история, он - символ лучшего, высокодуховного, того, что принято называть русской культурой. Поездка в этот город для многих - заветная мечта.

Впервые шанс посетить Санкт Петербург предоставился мне в девяносто восьмом. Я должен был решить вопросы по диссертации в медицинском университете им. И. П. Павлова. Этот шанс можно было бы назвать сказочным, если бы не тотальное безденежье и ворох других закоренелых проблем. Мой друг - Серега ехал в Ленинградскую область  по делам и мог "подбросить" меня до Коломны. Его белый фольксваген-транспортер был подготовлен на продажу. Покупатель - мелкий предприниматель ехал за рыбацкими принадлежностями и нанял его водителем. Он соблазнял Серегу возможностью дополнительного заработка несколько дней и в итоге добился своего. Так что компания подобралась интересная.

Мы выехали с июньским рассветом. Рычал мотор, шуршали шины, мелькали полоски дорожной разметки. Свежий поток из приоткрытых окон трепал наши шевелюры в свое удовольствие. Яркое солнце в голубой безбрежности сверкало на капотах и лобовых стеклах встречных машин. Горизонт распахнулся перед нами. Грузовичок легко, как птица, летел по трассе сквозь поля и холмы со степной травой, через ложбинки со сверкающими ручьями, мимо пригорков, на которых домишки жались друг к дружке среди бескрайнего простора. Свобода! Магия дальней дороги потихонечку развязала языки и приоткрыла души. Предприниматель оказался неплохим парнем. Рассказывал о своем маленьком бизнесе. В его байках было много дорог и мелких финансовых афер. Он рассказывал о своей запутанной жизни. В ней сложно переплелись отношения с женой и  любовницей, отношения с детьми и  родителями, деловые связи с партнерами по бизнесу, его жизненные амбиции и устремления. Он был на год или два моложе меня, но рядом с ним  казалось, что несмотря на все перипетии судеб моей семьи, я еще мало что понимаю в людях. Умение этого человека гордиться всем в своей жизни было поразительным. В его изложении даже сомнительные решения и нелицеприятные моменты личной истории приобретали особую значимость, торжественную фатальность и очарование. Конечно, рассказчик был немного тщеславен, но под его неспешный говор дорожные километры тихонько растворялись за нашими спинами как дым из выхлопной трубы. 

Когда утренняя свежесть сменилась полуденным зноем, мы были на границе Ростовской и Воронежской областей. Спина  начала тихонько "ныть" от усталости. Несмотря на довольно просторную кабину, от постоянного сидения затекли ноги. От жары тело стало неприятно липким из-за дорожной пыли и пота. Ощущение свободы от проблем, оставшихся далеко позади, и легкости полета сквозь Российские просторы постепенно сменялось небольшой усталостью. Движение по трассе начало казаться однообразным, пейзаж, по-началу радовавший взгляд, теперь примелькался. Непринужденный треп в салоне тоже начал затухать.

 На каком-то километре наш бывалый рассказчик вспомнил о небольшом озере, скрытом в зарослях совсем недалеко от трассы. Он долго высматривал нужное место и, наконец, решил остановиться. Выскочил из машины и зашагал в сторону от дороги. Припарковав машину, мы отправились за ним. Это стало тревожным моментом, ведь мы с Серегой  шли неизвестно куда, неизвестно за кем. Человеческая жизнь в те времена ценилась не очень высоко.  Битый минивэн Сереги вполне подходил в качестве мотива для убийства. Что там ждет в куширях на обочине? Этого человека я знал всего полдня, а Серега - на несколько дней больше. Засада? Все возможно, но маловероятно. Слишком уж много задержек было в начале пути, да и мы вполне могли отказаться от этой остановки, так что время прибытия в заданную точку не рассчитаешь, а мобильная связь существовала тогда для очень узкого круга лиц.

Беспокойство действительно оказалось напрасным. Небольшое озерцо кристально чистой родниковой воды среди летнего зноя выглядело как чудо!  Боже, какая неземная благодать - войти в него нагишом! Густые кроны деревьев сохранили утреннюю прохладную атмосферу этого места. Сквозь листву пробирались шальные солнечные лучики, нет-нет, щекотали ноздри и старались озорно сверкнуть в глаза, отразившись от ряби, созданной нами. Кусты, окружившие воду со всех сторон, создали ощущение уединенности. Наговорившись в салоне автомобиля, мы не хотели ни о чем трепаться, только тихо дрейфовали на поверхности воды. Как здорово потянуть затекшие конечности! Но идиллия продолжалась недолго. Опасность пришла откуда не ждали. Внезапно на противоположном берегу появились трое очаровательных молоденьких обнаженных девушек. У нас "в зобу от радости дыханье сперло".
- Погнали на ту сторону! Нас тоже трое!
- Серега, подожди! Давай потерпим хотя бы три минутки! Голые девки в одиночку не ходят! - моя убежденность смогла на время "победить" залп адреналина в нашей крови.
- Давай хотя бы поближе подплывем!
- Не-не, я пас! Я лучше отсюда полюбуюсь! - наш бывалый спутник тоже трезво оценивал ситуацию.
Вдруг из кустов появился парень и с гигиканьем плюхнулся в воду. Мы, не сговариваясь, строго посмотрели на Серегу.
- Он один! Погнали, мы справимся!
- Давай еще минутку подождем...
Один за другим из кустов появились еще четверо крепких парней.
- Ну ничего, я двоих беру на себя, ты - Серега посмотрел на нашего спутника - тоже с двумя справишься, а ты - он кивнул в мою сторону - одолеешь одного.
Но на наших лицах решимости не было. Точнее, была решимость поскорее убраться отсюда, поскольку предсказать дальнейшее развитие ситуации было практически невозможно.

В машине мы долго ехали молча. Реально можно было "получить по башке" так, что никто не нашел бы наши голенькие трупики в этих кустах, а машину угнали и продали бы по-дешевке. Ажиотаж прошел, Серега чувствовал себя немного виноватым. Пауза затянулась.  Чтобы исключить тягостное молчание, наш спутник включил радио. Уже давно хотелось пообедать, но подходящего места все не было. Мелькали полоски разделительной линии, да сосновый лес вдоль дороги. Мы застыли в одинаковых позах и смотрели вперед.  Первым заговорил наш предприниматель.
- Серега, а что за аудиосистема у тебя установлена?
- Pioneer  старенький. Кажется это - китайская подделка.
- А как настраивается?
- Там ручка посредине.
Неожиданно Серега бросил руль и стал демонстрировать настройку системы. Они вдвоем нашли общий язык и мило "чирикали", наклонившись к приборной панели. Автомобиль, подчиняясь стремлениям "собственной души" постепенно съезжал на "встречку" через двойную сплошную, обосновался там, а потом начал цеплять противоположную обочину. Я в ужасе не мог двинуться и произнести ни слова. Сидел как статуя, у которой на белом как мел лице остались только две заметных детали -  большие широко открытые глаза.  Во мне все оцепенело как в дурном затянувшемся сне. Где-то за пару километров от нас появился встречный автомобиль, который начал отчаянно сигналить фарами. Я наконец дернулся к рулю. Эти двое опомнились, и теперь "больших глаз" стало шесть, а в салоне появился какой-то "недобрый" запах. Мы поняли друг-друга с полуслова, Возле ближайшего населенного пункта Серега съехал с трассы, чтобы сделать привал.

Обед в походных условиях - экзотика. На своем участке трассы местная мафия, контролирующая придорожные забегаловки, обеспечивала относительное спокойствие обстановки и порядок. Перед строем разномастных кафешек с вывесками и штендерами на любой вкус и манер расположился ряд железных столиков, чтобы заманивать рейсовые автобусы и дальнобойщиков на трапезу. Тут же местные бабульки за небольшой взнос крепким парням в спортивных костюмах основали торговлю чаем, пирожками и тем, что Бог послал. Мы остановились у одного из столиков. Нас с Серегой опытный друг попросил не выходить из машины, пока он не скажет. Его опыт говорил о том, что "конкурирующие братки" могут появиться в любой момент и устроить перестрелку с "хозяевами" территории. Свидетелей, как правило, на трассе не оставляли, а значит надо быть готовыми под пулями мгновенно вскочить в машину и давить педальку газа в пол до упора. Ведь в такой ситуации за нами вряд ли будет кто-то гнаться. Он походил вдоль рядов, ненароком поглядывая на парней в спортивных костюмах, а потом посоветовал нам неспешно переехать к краю рядов, подальше от них. Чем-то наше поведение напомнило мне осторожность косуль на водопое.
Наконец, приготовления закончились, и мы обосновались за зелененьким  железным столиком. Из пакета появилась вареная курочка, которая чудом еще не обзавелась душком, вареная картошка, яйца, бутерброды и прочая снедь, хорошо знакомая всем, кто бывал в дороге. Ничто так не вдохновляет голодного мужика, как добротный ужин. Есть, правда, один недостаток - набитый желудок "давит" на глаза. В настроении появляется некоторая "лиричность", а в движениях - плавность. Мы с Серегой немного подтрунивали над осторожностью нашего спутника и хотели задержаться еще чуть-чуть, чтобы размять ноги, но к "крепким ребятам" подъехали трое на мотоцикле. Наш друг испугался и вынудил нас ехать. Не зря! Уже оказавшись на трассе, в зеркалах мы увидели потасовку между "хозяевами" и "гостями".

Снова трасса. Теперь все чаще стали мелькать лесочки то ближе, то дальше от дороги. Не останавливаться! Ведь именно здесь, по словам нашего гида, чаще всего случаются грабежи. Мы с Серегой заметили, что фуры дальнобойщиков "сбились в стаи" по пятнадцать - двадцать машин. Понятно, группой легче отбиваться от бандитов. Мы пристроились к ним, и так держались до самой ночи. Когда стало совсем невмоготу от усталости, на очередной стоянке Серега "спрятал" свой минивэн за фурами так, чтобы с трассы не было видно. Дальнобойщики на ночь всегда выставляли вооруженную охрану и нам это было выгодно.
 Двигатель затих, устало поворчав немного вентилятором. Миллионы сверчков и цикад вокруг "стойбища" дружно выводили серенаду звездам и луне в черном океане над нами. С прилегающего поля тянул свежий ветерок, сдувая прочь раскаленное марево над бетонкой. Мне показалось, что сама Земля, уставшая от дневного палящего солнца, горячей пыли и едкого смога, вздохнула облегченно шумом ветра в траве. Неполная луна чертила мягким светом квадраты на фанерном полу салона, а листва деревьев через открытые окна нашептывала байки под аккомпанемент сверчков и цикад.  

Ночь прошла спокойно. Из-за жесткого фанерного пола, на котором мы спали, немного побаливала спина. После дня пути я испытывал желание очутиться в душе. Но до Коломны оставалось еще чуть больше сотни километров, а там - электричка и Москва. Утренний трафик в Подмосковье всегда был напряженным. Серега сосредоточенно вел свой фольксваген, а мы молчали. В Коломне наши пути расходились. На железнодорожном вокзале я навсегда попрощался с молодым предпринимателем - лихим парнем с интересной судьбой, а с Серегой условились встретиться по возвращении в Таганрог.

Началась Московская часть путешествия. Что же было в ней примечательного? Пожалуй это - неудавшаяся попытка осмотреть за один день  все исторические достопримечательности. Грязная, пыльная Лужковская Москва раскалилась до сорока пяти градусов по Цельсию. Нигде не найти лавочек, чтобы хоть немного перевести дух. Нет тени. Вода в ларьках - слишком уж дорогая для безденежного аспиранта из Таганрога. Еду  тоже не купишь, только батон и кефир. Маета одна! А поезд на Питер - аж в двадцать три ноль, ноль. Никогда не думал, что Ад можно представлять как жаркую Москву девяностых! В огромном городе меня никто не ждал. На Пионерских прудах я вдруг ощутил себя маленькой грязной крысой среди других, чистых крыс, снующих по нешироким улочкам, под прицелом черных окон. Никому из них нет дела до меня. Каждый прячет взгляд куда-то себе под ноги и с опущенной головой спешно старается скрыться в метро или за какую-то дверь. Может быть там, за ней он претерпевает чудесное преображение в человека, мне не узнать этого. Я видел лишь торопливые фигуры и ощущал короткие взгляды, выбирающие дорогу в тесном людском потоке.  Красная площадь, Кремль, ГУМ - слишком большие для меня. Даже Детский Мир, заваленный дорогими игрушками, не проявил радушия. Маленькие внутренние Мирки домов отгородились от меня мощными высокими стенами. Ощутив себя нежданным и нежеланным пришельцем, я спрятался от жары на Казанском вокзале. Поразительно, но тогда я не мог позволить себе купить пирожки в вокзальном буфете, которые покупал себе московский бомж!
Время тянулось мучительно долго.  Я экономил деньги, ведь надо было "протянуть" еще неделю, поэтому просто сидел на жестких деревянных креслах в зале ожидания и читал книжку, которую прихватил из дома. Подозреваю, что после жаркого дня я представлял собой не самое приятное зрелище. Когда подошло время, я отправился на Ленинградский вокзал. Поезд был уже подан под посадку. Дождавшись отправления, я наконец смог оценить, какое же это счастье - просто умыться и почистить зубы! Боковая верхняя плацкарта рядом с туалетом, застеленная сухими и чистыми белыми простынями, показалась подарком судьбы. Забравшись на нее, я тут же задрых, несмотря на пустой желудок.

Утром меня разбудил проводник. Было уже светло. Мне показалось, что я проспал и теперь буду непонятно как топать на вокзал из депо, но за серым экраном-шторкой, поднятым вверх, обнаружился стремительно мелькающий за окном пейзаж. После удушающего тяжелого "вчера" прохладное утро "сегодня" в плацкарте показалось верхом комфорта: и умылся, и побрился, зубы почистил, чаю с лимоном и печеньем откушал. Сразу приподнялось настроение, появилось желание наслаждаться стуком колес и видом из окна.

Когда поезд прибыл на Московский вокзал над перронами плыла песня:

"Город над вольной Невой
Город нашей славы трудовой,
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою"...

Было свежо. Шесть часов утра. После духоты вагона утренняя свежесть поднимала настроение. Я вышел из вокзала и первым, что бросилось в глаза были две машины на Лиговском проспекте, которые со специальной пеной мыли дорожное покрытие с помощью нескольких щеток. Я с наслаждением шел по чистому Питеру и любовался городом. Многие дома потемнели от грибка, но это лишь придавало ощущение исторической значимости. Ухоженные тротуары. Чистый парк на Таврической, засыпанный красной гранитной крошкой, выглядел как доведенный до совершенства вариант наших тырсовых дорожек. Я с первых шагов ощутил родство городов, созданных Петром Великим. Приблизившись к нужному адресу я вдруг задумался, а ждут ли меня?
Вот и адрес, арка над въездом во двор-колодец. Здесь уже нет того праздничного ощущения, что было на улице. Потрескавшаяся и частично потерявшая цвет штукатурка, пятна черного грибка, маленькие окна, расположенные высоко... Немного тревожно. Вот нужные ступени, красивая дверь и единственное во всем дворе большое окно, выходящее  на улицу. Звоню.
- Кто там?
- Это Вячеслав из Таганрога, от Михаила.
- Кто-кто?
- Из Таганрога Вячеслав.
- Подождите минуточку, я оденусь!
Через пару минут защелкали замки и молодая красивая женщина впустила меня в квартиру.
- Вы только с дороги?
- Да с московского поезда.
- Вот кофе и булочки, угощайтесь!
- Спасибо!
- Хотите в ванну?
- Очень!
Она показала мне отличную ванную комнату с дорогим стильным евроремонтом. Предложила все необходимое и удалилась к себе, чтобы собираться на работу. Сквозь шум теплых струй я услышал, что она звонит по телефону и прислушался. Она пыталась дозвониться.
- Алло! Таганрог? Таганрог! Алло! Алло! Привет!
В трубке что-то говорили.
- Да доченька будет поступать в академию, сейчас занимается с репетитором. Хороший мастер! Говорит, что шанс высок - тут я понял назначение зеркала во всю стену, специальной полочки перед ним и большого количества лампочек подсветки.
- Скажите, а от вас должен был кто-то приезжать? У меня гость из Таганрога, поднял меня в такую рань...
- А-а-а, Мишин друг...
-  Диссертацию пишет? Медик? Инженер!
Разговор двух близких людей продолжился дальше, а я был поражен до глубины души! Молодая хозяйка была в квартире одна, но впустила незнакомца, пришедшего "ни свет, ни заря". Сначала угостила кофе, накормила булочками, выкупала и только после этого стала выяснять ситуацию. В каком еще городе-миллионнике  на этой планете так поступит горожанин?  К вечеру меня устроили в пустующую коммуналку на улице Таврической.

В Питере для меня все было новым и потрясающим. В Эрмитаже пожилая смотрительница почти сорок минут рассказывала о картине "Возвращение блудного сына", ничего не потребовав в качестве вознаграждения. Она служила искусству и дарила свою любовь к картинам всем, кто готов был ее слушать. В университете Павлова для меня сделали значительно больше, чем я рассчитывал.Многие мне говорили, что белые ночи коварны, на улицах царствует преступность, но мне повезло, я встречал людей, которые очень любили свой город и, остановившись, рассказывали историю места, о котором я спрашивал. За неделю, проведенную в этом городе, я влюбился в него до конца своих дней. Каждая строчка Розенбаума теперь живет у меня в сердце:

"Может, скажет кто,
мол, климат здесь не тот,
А мне нужна твоя сырость!
Здесь я стал мудрей
И с городом дождей
Мы мазаны одним миром..."

Несмотря на огромное количество приезжих, город сохранил свою неповторимую культуру. Время и бурное развитие цивилизации давит на исторические памятники, но город сохраняет их. В нем по прежнему живет дух Русской Культуры, Просвещения, гражданского мужества и военной доблести. Я уверен, никакие террористы, бандиты и супостаты не сломили и не сломят это! Эти светлые воспоминания - ответ нечисти, устроившей теракт на прошлой неделе. Свет этого города не стал тускнее. Будем молиться, чтобы он сохранялся всегда.




Фото Петропавловской крепости с ресурса http://www.all-pages.com

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Мы, грибы и Матрица

Когда Земля была плоской