Питэр


Когда же это было?  В две тысячи втором? В две тысячи третьем? Не помню. Давнее дело. Вспомнил я о нем, когда спорили с приятелем на счет того, плохо ли сейчас в нашей стране или хорошо. Я совсем не ожидал, что моя память "подкинет" фортель. Образ журналиста- словака воскрес из памяти так внезапно, что я осекся на середине фразы. Невысокого роста, среднего телосложения с бородой, без особых примет. Одет как студент в клетчатую рубашку и широкие серые штаны, на ногах простенькие резиновые кеды. Он - мой ровесник, но взгляд совсем не по возрасту- глубокий, тяжелый.  

Мы встретились с ним благодаря моим друзьям - Наташе и Диме. Они отыскали меня на кафедре и предложили что-то вроде экскурсии для их иностранного друга. Всю интригу встречи для меня не открыли, предоставив возможность разбираться "что и за чем" по ходу встречи. Возле новенького корпуса "Е" радиотехнического университета меня ждала белая "шестерка", в которой нас и познакомили.
- Питэр, кем работаешь?
- Я журналист, пишу статьи, фотографирую...
Фотоаппарат, висящий на его шее, не произвел на меня впечатления. У моих знакомых уже тогда были "крутые" цифровые камеры, а это - так несерьезно, недорогая "игрушка". Второй аппарат в руках и вовсе был  дешевой "мыльницей" с автофокусом. Этот парень не выглядел  как журналист! Студент - студентом, только глаза не такие...
- А о чем твои статьи?
- Обо всем. Что пообещают опубликовать, то и пишу. Был в разных "горячих точках"...
- Как это: "... пообещают опубликовать"? А если нет, что - переделывать "под редактора"? Деньги-то за командировку заплачены! - вот она, "свободная западная пресса"! Я ждал минисенсации. 
- Нет, ты не понимаешь. Деньги платят только за публикацию. Если текст не берут в одном месте, тогда надо ходить по издательствам и предлагать и его, и снимки. Поездки - только за свой счет. Можно и "прогореть". 
- Как можно? Это же рискованно!
- Да, риск есть. В последнюю поездку мне повезло, удалось очень выгодно продать несколько статей и много фото. На эти деньги приехал в Таганрог к коллеге - Наталье. Буду новую статью писать о России. 

Мне было сложно это понять. В то время я работал на одном из предприятий за невысокую зарплату, которую еще и задерживали на полгода. Конечно, у нас были командировки, но о том, чтобы за свой счет ездить - даже мысли не могло возникнуть! А тут еще "горячие точки"... 
- Как же так, рисковать жизнью и бесплатно?
-Да ну, "рисковать"... Военные всегда подсказывают, где можно безопасно стоять, а где - нет, куда можно идти, а куда - нет. Риск не очень большой, ведь это не передовая!
Его объяснение меня не убедило. Да, много наших военных корреспондентов работают в куда более опасных условиях, но не за свой же счет! Увидев, что его взгляд потяжелел еще больше, я решил не продолжать тему. 

Отъехав от учебного корпуса, автомобиль свернул с улицы Шевченко на Греческую. Мысленно я был согласен с водителем. Здесь и Комсомольский спуск, на котором сотня казаков сдерживала огромное турецкое войско, и особняк, в котором останавливались Александр Пушкин и Александр Первый, и старая Каменная лестница...
- Ребята, в нашей Словакии  множество замков, костелов и памятников. Людей не заинтересуют такие фото!
- А наши исторические личности? Великий, всемирно известный поэт и император могущественной империи...
- Да ну-у-у, Словакию много раз завоевывали. Была "своя" Римская империя, множество князей. История вашего Таганрога мало отличается от истории любого восточноевропейского городка такой же величины. Ничего примечательного. А на счет известных людей -  каждый сезон в Словакию и Чехию на отдых приезжают знаменитости. Простых людей это давно не интересует! Нужно что-то такое, чего у нас нет.

Меня немного покоробило такое отношение. Что это? Снобизм? Мы - огромное государство, разве можно так отзываться о нас? К тому же историю Таганрога рядовой не назовешь... Но Питэр высказался честно и не преследовал каких-то целей. Просто объяснил ситуацию. По большому счету, наших горожан тоже в первую очередь волнуют собственные проблемы и собственная страна. Меня кольнула мысль, что в разговорах  о большой территории и мощи нашей страны частенько появляется некоторая доля тщеславия, Если уж  вспоминать об этом в спорах, то причина должна быть веской... Я почти успокоился, но, видимо, он заметил на моем лице это мимолетное смятение.
- Твоя реакция для меня очень показательна. Большие государства всегда с высока смотрели на маленькую Словакию! Чехи - и те немного высокомерно смотрят на нас - словаков. Они везде начальники, а мы - на вторых ролях! Торговля - у них, предприятия - у них...
Я не ожидал такого поворота событий. Очень уж это напомнило наши "кухонные"разговоры, в которых обычно много эмоций и почти отсутствуют факты.
- Странно, я всегда считал вас одной дружной нацией - "чехословаками"! - раз пошла такая "пьянка", "плеснем маслица в огонь"! Ох, уж эта политика...
- Мы абсолютно разные народы! Нас все время искусственно объединяли то с одними, то с другими! Каждый раз говорили, что для нашего-же блага... Я почти уверен, что ты сейчас в душе смотришь на меня с высока!
- Нет, друг-Питэр, нас воспитывали в СССР по другому. Конечно, мы гордились своей страной, армией флотом, но страны советского лагеря были для нас друзьями. Мы воспринимали их граждан как наших,"советских" людей. Кстати, в Таганроге столько "намешано кровей", что относиться иначе  просто нелогично и даже невозможно!
- Советские люди к нам ездили как к себе домой!... - я вдруг заметил, как ему хотелось, чтобы Словакия полностью самостоятельно жила, пусть даже и менее благополучно и имела такой же авторитет, как большие европейские страны, Слово "свобода" звучит красиво, но в порыве эмоций мало кто задумывается о его значении. Видимо, это был один из "любимых пунктиков".
- Так туризм же! Дело прибыльное! -  после этой фразы он немного помолчал, внутренне почти согласился со мной и успокоился.
- Вот "придумали" Евросоюз. Границ нет... Мало кто этим пользуется! Только богачи, простому народу все равно в богатых странах работы нет! Зато почти не стало маленьких пивоварен, которые всегда нас кормили. Теперь везде немецкое порошковое пиво. Быстро и дешево. Все едут теперь в богатую Баварию, а не к нам! Чтобы выпить настоящего словацкого пива в Братиславе надо долго искать крошечные пивоварни и подвальчики на окраинах!
- Ой, не говори! У нас тоже все завалено порошковой "Балтикой". Был свой пивоваренный завод, основанный бельгийцем Базенером, но его быстренько обанкротили! - кто о чем, а я о пиве готов говорить практически всегда! Пиво нас  примирило.

Автомобиль кружил по центру города, друзья что-то обсуждали. По-моему речь после политики метнулась к другой традиционной теме русских мужиков - к женщинам. Питэр говорил, что у них к женщинам обращаются ласково "жабка" (девочка) или "пэрдэлка" (девушка), а туалетную воду и духи называют "вонявка". Вспомнили красавицу по-польски (урода). Эти простые слова добавили нам много радости. "Пэрдэлка" довела почти до слез.
- Питэр, а у тебя девушка есть? - возник вопрос, который напрашивался сам собой.
- Как сказать... Есть одна знакомая в издательстве. Помогает мне.
- А в кафе с ней ходили? - мы понимали, что с такой работой как у Питэра мириться будет только та, что очень любит.
- Были с ней пару раз... - он не очень хотел распространяться о своей личной жизни. Поняв свою бестактность, мы прекратили расспросы на эту тему.

Чтобы переключить разговор, кто-то вспомнил, как накануне Питэра "познакомили" с нашим морем. Прозвучала забавная фраза, произнесенная с очаровательным акцентом: "ХрИстовы ЖИгули".
- Что это? - мне было любопытно.
- О, это захватывающая история! Питэр давно хотел посмотреть на Азовское море. Когда мы его встретили на вокзале,  первым делом, он попросил отвести на побережье.  Дул легкий ветерок. Пока доехали, ветерок превратился в шторм. Мощные деревья выворачивало с  корнями, сдувало мелкие кафешки, а тут мы приехали, показывать дорогому гостю море...   Отгон получился очень большой.  Питер спросил нас: "Здесь ПЭсок, а море где?".  Пока мы думали, кто такой мистер Пэсок и как он связан с морем, ветер все усиливался, Пришлось удирать. Мы едва успели домой вернуться, пока маршрутки еще не начали летать. Чуть не угробили бедного парня.
На следующий день на набережной  Питер увидел нечто, от чего его глаза расширились. Вдалеке по водной глади ехал автомобиль, точно как в библейской легенде. Ты же знаешь, как по нашей мелкоте любят кататься отдельные личности. О том, как там мелко, Питэр был не в курсе.
- Что это?
- Где?
- Вон там!
- "Жигули"...
-"ХрИстовы ЖИгули" - сказал Питэр дрогнувшим голосом  и перекрестился.
Теперь был повод отметить это событие здесь же в кафешке. Питеру там все понравилось, но когда принесли счет, в котором с нас "содрали" стольник за живую музыку, он долго удивлялся: "Я не хотел эти песни слушать! Почему я должен платить?".
- Забавная история! Никогда бы не связал "Жигули" с Богом! Скорее с дьяволом...  А давайте проедем на Богудонию и посмотрим на залив с крайней точки суши, с самого мыса!

С моим предложением все согласились. "Жигуль" вял курс на Никольскую церковь. Городок маленький, мы доехали быстро. Немного задержались возле церкви. Питэр все же сделал несколько снимков. Потом я повел их "козьей тропой" к морю, о которой знают только богудонцы. Как ни странно, этот спуск мостился песчанником еще при закладке крепости. Невзрачные камни хранили историю. Я заметил, как оживился Питэр. В ход пошли оба фотоаппарата. Он снимал узенький проход и блестящие камни, беспорядочные нагромождения строений над "тропой" и нас на лестнице из желтых булыжников.
 На шум, создаваемый нами, высунулся местный алкоголик - браконьер. Зная нрав богудонцев, мы решили, было, срочно эвакуироваться, пока дело не дошло до поножовщины, но Питэр...
Как он сделал это?! И по сей день для меня загадка! Он разговорил его перед камерой и заставил позировать!  "Высохший  дрыщь" в "семейных" трусах, только что отошедший от бутылки, совершенно преобразился!  На балкончике, откуда он смотрел в объектив Питэра, принял важную позу - не иначе как казачий атаман! Пару раз провел ладонью по плешине, приглаживая остатки волос, и залихватски закрутил черные усы. Из какой-то "шхеры" добыл самокрутку и с чувством глубочайшего достоинства раскурил. Потом, так же важно начал позировать: то так, то этак... Модель хренова! Питэр только и успевал ракурсы менять. Перед нами будто фильм развернулся. Я вдруг увидел в Питэре настоящего профессионала, молниеносно выбирающего правильные ракурсы с учетом всех особенностей места, умеющего "раскрутить" ситуацию в нужном русле. Как он смог за мгновения вытащить из этой заблудшей души такой колорит, такую национальную гордость? Это сморщенное лицо с прокуренными зубами, из которых пара отсутствовала, вдруг перестало быть отталкивающим, на нем сменялись эмоции. На это было чертовски интересно смотреть!

Когда съемка закончилась, мужик на балконе потерял к нам интерес. Мы вышли на пляж, откуда открывался фантастический вид. Мы не стали мешать Питэру наслаждаться видом спокойной бескрайней глади, начинающейся от обрывистого берега с узкой полоской песка. Для него это стало маленьким чудом, которое он, скорее всего, запомнит на всю жизнь.

На прощание Питэр, улыбнувшись, сказал мне: "Зря вы все жалуетесь, что у вас плохая жизнь. В отличие от нас - маленьких европейских стран, у вас есть и ресурсы, и возможности. Все будет хорошо!".  Да, это давняя история. Вспоминая те времена, грех жаловаться на сегодняшнюю жизнь. Лучшего хочется всегда, но лишь бы это желание не препятствовало ощущению счастья. Так-то вот!

Вячеслав Дорошенко

Выражаю огромную благодарность Наталье Мужичковой за ХрИстовы ЖИгули, ПЭсок и фотографию Питэра.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Мы, грибы и Матрица

Когда Земля была плоской