Реконструкция обороны Таганрога 1855 года


За много лет я привык, что если чиновники берутся организовывать культурно-массовое мероприятие, получается скучновато. Традиционно ощущается какая-то нарочитость, в происходящем угадываются порядком приевшиеся штампы, а в репликах то и дело звучат "заезженные" клише. Когда в социальных сетях я увидел анонс предстоящего мероприятия, особого воодушевления не испытал. Наверное, оно не будет исключением из правил, так не лучше ли просто отправиться на природу за грибами, пока ещё есть под тернами энтоломка садовая? Но судьба, почему-то распорядилась иначе. У тех, кто отправился на промысел, грибы оказались большей частью червивые, да и сбор - небогатым. Это и определило мой выбор - пару часов прогуляться по набережной, насладиться природой и потешиться над "слабым" официозом совсем не грех. Нарядившись по летнему легко и немного торжественно, я отправился за новыми впечатлениями. 

Маршрутка, которая на Новом вокзале была практически пустой, быстро заполнилась пассажирами. Шумные школьники похожи на стайку неугомонных городских воробьев. Нарядные девчушки то старательно поддерживали "мальчишичьи" темы, то заразительно хихикали, стараясь привлечь внимание мальчиков - предмета их тайных мечтаний. Обязательное селфи, чтобы "её" мальчик как-бы случайно попал в кадр. Для тех и других эта прогулка без взрослого сопровождения - праздничное событие. Сверкающие девичьи глаза и неожиданный румянец на щеках, пацанячие попытки щегольнуть остроумием и галантностью. Э-э-эх! Где мои двенадцать лет? Как же прекрасны их наивные, но такие искренние и добрые глупости! Я решил уступить свое сидячее место семейной паре с тремя мальчишками детсадовского и младшего школьного возраста. Как только детвора приняла фиксированное положение, кипучая детская энергия нашла выход в общении.

- Там будет война, все будут по-настоящему стрелять! - выпалил самый мадшенький.
- А вот и нет! Это представление будет! - затеял спор мальчишка постарше.
- Там будут стрелять холостыми патронами из ружей. - старший брат сказал свое весомое слово.
- Будет большой бум! - мечтательно заявил младший.
- Ракеты летать будут! - не унимался средний.
- Ага, ракета большая, я на неё залезу и буду как бабайка! Залечу к тебе в автобус и будет большой бум! - сказал и заразительно рассмеялся младший.
- А я вытолкну тебя из автобуса! - парировал средний и попой подтолкнул младшего с сидения.
- Родик, перестань говорить глупости! Сядь спокойнее и не шуми! - Папа решил немного успокоить детей.
    Но разве возможно успокоить непосед, которые уже знают, что едут в сказку на праздник, где все - не так, все яркое, шумное, новое! Уже через минуту кипучие детские фантазии перемежались серебряными пацанячими хохотушками.    Будто подхватив детское нетерпение, их соседке - женщине пенсионного возраста позвонил кто-то из родственников, подгоняя ее к центральному входу на набережную. Я разговора не слышал, но понял, что она едет на семейную встречу, где ее уже заждалась маленькая внучка. Сколько теплоты и радости появилось в ее голосе. Конечно, неважно, что за представление будет разворачиваться на набережной, ведь рядом с ней будут самые дорогие люди, смысл всей её жизни  - дочка и внучка! 

Остановившись на "старой" Каменной лестнице, маршрутка опустела. Новая порция народу влилась в шумное гуляние. Мне показалось, что время обратилось вспять и как прежде, перед войной горожане вышли "локтями потолкаться, людей посмотреть, себя показать". Над головами несется живая музыка. "В городском саду играет духовой оркестр. На скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест!"- вспомнилось мне.  Публика с удовольствием слушает веселую музыку и торжественные марши. Вот совсем юный казачок форсит в новенькой форме. Неподалеку бывалый казак крутит седой ус. Здесь же мощный парень с ирокезом на голове, в черной майке с изображением Шапокляк, Чебурашки и Крокодила Гены и подписью: "страна должна знать своих героев!". Люди всех возрастов праздно, с удовольствием прогуливались по тенистым аллеям.

  Среди нежной зелени вязов неожиданно мне открылась сцена, достойная кисти импрессионистов. В теньке, среди играющих в листве солнечных зайчиков в компании солидных горожан барышня поправляет подруге шляпку, небрежно сброшенную дуновением свежего ветерка с залива. "Соломенная шляпка золотая, с головки Вашей ветреной слетая, еще не раз пленять собой могла!...". Костюмы, зонтики, тросточки, белые перчатки... Минувшее заглянуло сюда на часок, чтобы краешком глаза взглянуть: "Как оно будет-то с городом и горожанами, с матушкой Россией и Государем нашим, неужто доброго для людей будет меньше, чем злого? Защитит ли Господь нас и деток наших?". Улыбки вокруг, шумная детвора, праздник: "Одежа какая-то странная и манеры, но люди такие же. Слава Богу, счастливы все!". Поодаль на площадке танцуют цыганки. Сколько колорита! Ведущая с благодарностью вспомнила Оксану Осипову, сделавшую многое для этого праздника.
    На побережье - конные казачки. То  строем перед зрителями пройдут, то аллюром прокатятся, то к детворе подойдут, чтобы погладили. Когда-то лошади на городских улицах не были диковинкой. Как терпеливо стоит жеребец, когда маленькие детские ладошки гладят его. То, что происходило, для детей стало настоящей сказкой. Наши "солдаты" в красивых мундирах, "англичане", "французы", баталии и казаки на лошадях, галопом в разлетающихся брызгах атакующие канонерскую лодку неприятеля... Каждый раз, когда во время батальных сцен мимо детей проносились конные, радостные крики "Уря-я-я, ур-я-я-я!" тонких голосочков были им наградой.

     Несмотря на театральность постановки я по-настоящему оказался захвачен происходящим. Неожиданные взрывы во время батальных сцен, оживание "убитых" от поцелуев "сестер милосердия", стреляющие ружья и "дым сражения", затянувший поле "боя"... Пусть все происходило не совсем так, но это было с нашими предками. Наша история, на короткий момент вернувшаяся в город взволновала меня.  Мои благодарности увлеченным людям, создавшим это! В том числе и двум очаровательным женщинам Маше Вяземской и Анне Раубер, радовавших меня рассказом о возрождении казачества, дополнившим мое впечатление от праздника. Дай Бог, на следующий год снова будут яркие костюмированные театрализованные воспоминания, возвращающие нас к нашим корням!










Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Мы, грибы и Матрица

Когда Земля была плоской