Пушкинская набережная


   Наконец в Таганроге установилась чудесная майская погода. Через окно лаборатории солнечные лучи дразнили нас - ее обитателей самым нахальным образом! Веселое чириканье воробьев и гомон детей в парке перед учебно-лабораторным корпусом сводили на нет жалкие попытки сосредоточиться и поработать. С трудом дождавшись обеденного перерыва, я решил прогуляться по Пушкинской набережной, чтобы хоть как-то унять "голод" по летнему настроению, а заодно и погреть душу студенческими воспоминаниями.

   Каждая улица, каждый переулочек, любой городской уголок вбирают в себя свидетельства о людях, чьи шаги некогда оживляли их. Эти воспоминания на первый взгляд незаметны, почти неуловимы, но имеют огромное значение для наших судеб. Вот, например, взять хотя бы Пушкинскую Набережную. Прежние градоначальники придали ей современный облик, как и многим  старым домам на таганрогских улицах. Строгие линии дорожек, разноцветная тротуарная плитка, металлические парапеты и стильные фонари. На центральном входе установлены три монументальные колонны с водруженной на них крылатой фигурой с тазиком над головой. Говорят, это ангел с чашей изобилия, но никто не проверял, что это за "изобилие" в чаше? Снизу посмотришь, кажется, ну так много, так много... пустоты! Как же нелепо выглядит это помпезное гранитно-бронзовое создание среди зеленеющих тополей, лениво перешептывающихся в отдаленном, маняще-серебристом блеске залива.
  Ну что, сделаем пару фотографий среди горожан, балдеющих от тепла, солнца и морской свежести? Вся природа ждёт ленивой неги под тёплым южным солнцем, когда свежий утренний бриз гуляет по городу и удивляет листву своими байками. Забыв обо всем, в глубокой "присядке" я старательно выбирал ракурсы съемки, вызывая добрую улыбку на лицах таких же гуляк, как я. Они старались не мешать и обходили меня так, чтобы не испортить кадр.

   Чуть в стороне от бетонных дорожек, стриженных газонов и шумных дорогих кафешек, под тенью старых тополей камни старой мостовой могут многое рассказать. Когда-то тут кипела работа. Из-за мелеющей акватории порта здесь грузились и разгружались суда на рейде. Сотни пар обуви из Европы и Азии полировали эти булыжники. Стоптанные сапоги портовых рабочих и разномастная обувь моряков, изящная обувь аристократов и потертые туфли простолюдинов. Греки, итальянцы, бельгийцы, немцы, турки, ассирийцы - кого тут только не было!  Грузы из Черного моря пареваливались на небольшие суда, чтобы по Дону расходиться по Югу России. Тогда Таганрогский порт называли "Темиринда" - мать семи морей,..


Позже, когда в городе активно развивалась промышленность, камни дрожали от вибраций новой железнодорожной ветки, по которой курсировали маневровые паровозы. До сих пор они везут здесь уголь, щебень, мазут, штрипс и еще Бог знает что. Вон, в окне машинист машет мне. Я решил подойти поближе. Из кабины выскочил помощник машиниста. Небольшого роста в красной немного замасленной робе с переносной рацией в серой кепочке он грозно спросил меня:
- Это что тут за съемка? - В этот момент он выглядел как очень серьезный ответственный работник структур безопасности, выявивший неположенную деятельность несознательных, а может быть даже преступных элементов.
- На смартфон, просто фотографирую..
- Для кого? - Вот оно! Фотографирует! На контру работает! Выражали нахмуренные брови и сердитый взгляд - Я милицию уже вызвал!
- Для себя снимаю, на память!
- Ну я милицию уже вызвал! - сказал, и по лесенке скрылся в недрах гудящего тепловоза.
Вот она, волшебная атмосфера этого места. Не задумываясь, помощник "сделал звонок" в недалекое прошлое, в котором на самом деле жилось не так уж и плохо! 

  Я продолжил свою прогулку и снова стал вспоминать историю. Когда портово-транспортный бум немного поутих, горожане придумали не только браконьерить, перевозить контрабанду и ловить рыбу  на фелюгах и плоскодонках, но и купаться в самом мелком теплом море. Предприимчивые люди строили маленькие частные купальни для тех, кто готов был заплатить небольшие деньги за комфорт, а  для тех, кто готов был рискнуть, всегда существовали дикие пляжи. Здесь достаточно было куширей, чтобы уединенно наслаждаться солнцем, баюкающим шепотом прибоя и шелестом камыша. Здесь же отдыхали прототипы персонажей "Романа с контрабасом", по собственной беспечности вынужденные нагишом шлёпать домой. Сложно представить себе такие приключения на "правильных" расчерченных дорожках современной части!


   Знает набережная и трагические события. В сорок первом, когда захватчики вошли в город, в западне оказался маленький городской гарнизон. Те, кто успел убежать с улиц от танков, под перекрестным огнем автоматчиков и танковым огнем фашистов пытались переправиться в Ейск на маленьких катерах и лодках. "Новый порядок" введенный захватчиками, предусматривал минирование побережья и почти полный запрет на рыбалку. Рыбаки могли ловить только здесь, с набережной. В первую очередь рыба шла на "нужды вермахта", горожанам не доставалось практически ничего. Вот и он- памятник в виде якоря: "Адмиралам, офицерам, матросам Азовской флотилии, строителям первой военно-морской базы России -  Таганрога. "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие." Да уж! Сложно не согласиться с классиком!
  Я двинулся дальше. Прошел новомодные дорожки из бетонной плитки, и "топовые" кафе, пересек небольшую песчаную полоску оставшуюся от Солнечного пляжа. В конце девяностых, когда я  активно увлекался Айкидо, мы с друзьями проводили здесь тренировки. Сейчас  все застроено, а тогда была прекрасная песчаная поляна с плакучими ивами. Моим любимым элементом в тренировке было "котэ гаеши". Двигаясь быстро, как принято в Айки - по дуге, захваченная рука  "тори" - помощника подворачивается, и он совершает "кувырок" через нее на высоте более полуметра. В этом упражнении оба участника чувствуют себя птицами, стремительно плывущими в пространстве. Кувырок дает шанс на доли секунды почувствовать полет, ведь небо начинается на земле, а как только ноги отрываются от нее, возникает ощущение легкости парения, пусть и на доли секунды. Сам характер этого боевого искусства легкий, воздушный, стремительный как свежий вечерний бриз.
   Помню, как затянулась тренировка, давно стемнело, но парням и девчонкам не хотелось расходиться. Возле воды казалось, что черная бездна над головой начинается прямо у наших ног. Шагни - и ты окажешься уже на небе, а звездочки можно просто зачерпнуть в ладошку!  Тогда кто-то вспомнил стихи, а с борта турецкого парома в порту подмигнул прожектор. Какой же романтичной была та ночь!...
    Что-то я замечтался! Перерыв-то кончается! Осталось десять минут! Ох уж эти воспоминания! Надо бежать, по пути обязательно поблагодарить брусчатку, навеявшую воспоминания. Может, она запомнит и мои старенькие коричневые туфли, гладившие  желтыми подошвами булыжники мостовой...
  

Вячеслав Дорошенко

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Мы, грибы и Матрица

Когда Земля была плоской