Пацанячье счастье

   
   Это была удача! Я, наконец, нашел то, что искал. В красном железном ящике возле правой стенки копрового цеха Таганрогского металлургического завода, среди головок двигателей мотоциклов, коленвалов, поршней и прочего цветного лома обнаружился двигатель от "Дырчика" Д-6. Кроме разбитой крышки в нем было все цело: внутри исправно ходил поршень, магнето хоть и имело пару небольших сколов по краю, оставалось в отличном состоянии. Шестеренки все - на месте! 

- Серый, глянь, магнето целое!
- Не-е-е... - он ответил чуть пренебрежительно, немного прищурившись, с видом большого знатока техники - Надо еще искать! Когда будешь ехать, оно может расколоться! 
- Не-а, не расколется! Тут совсем чуть-чуть! - мне не хотелось так легко отказываться от отличной находки. 
- Смотри сам, запросто "клина поймаешь" если оно разлетится!
- Да "не гони"! Все будет ничтяк! На "нейтралке" покатится...
- Тебе ездить... Я хочу раму другую. 
- А чего та не нравится?
- Фигня! Тяжелая и конструкция хреновая!

    Мы старались быть незаметными в грохоте открытого копрового цеха. Пока мостовой кран делал брикеты из металлолома и загружал их в мульды, мы бродили среди гор ржавого металла, где можно было отыскать практически все и чувствовали себя хозяевами этой жизни. Разве можно пройти мимо чуда - вибрационного подшипника, у которого втулка поворачивается почти на девяносто градусов! А сколько тут всяких болтиков, гаечек и шайбочек, глаза разбегаются! Вот увесистые шарики из подшипника от валков прокатного стана. Специальное покрытие так прикольно искажает наши физиономии! Много! Все бы забрал, но стоит положить их в карман - через пару шагов можно остаться без шорт. Если сейчас кто-нибудь погонит, так и "заловить" могут! "Трендей" дома не оберешься! Вон, недавно Серегу поймали в третьем трубосварочном. Дядьке Кольке выговор впаяли. Так вечером у Серого на ж... отпечатался "краб" от отцовского ремня. К тому же, если придется тикать через забор, набитые карманы могут помешать. 
   Еще немного порывшись, удалось отыскать карбюратор и подобрать крышку взамен разбившейся. Я продолжил поиски. Надо было отыскать "глушак". Тем временем Серега нашел и раму, и бензобак побольше. Значит "сплавит" мне свою  старую, с немного помятым баком и парой колес. Руль, руль надо...

- Глянь, с той стороны цеха мужик к нам прет! Точно по шее "навешает"!
- Погнали отсюда!

     Быстро взвалив находки на себя, мы рванули к забору через груды металлолома. Старый тополь, что рос с этой стороны на самом повороте "Социалки" в бухту Андреева, был отличной "лестницей". Бежать - метров пятьдесят. С той стороны забора нас ждал на шухере Колян - средний брат Серого. Мы перекинули железки через высокие бетонные плиты. Он, не сильно мешкая, часть их закинул в сумку на багажник "Верховины", а часть просто подхватил одной рукой и дал "газу".  Фиг его кто найдет на шлакоотвале!  Там только мотоцикл без коляски, мопед или велик пройдет!
     Я был полегче Серого, поэтому быстро оказался на заборе, а он замешкался. Чтобы не быть схваченным за ногу, Сергею пришлось прыгнуть на крышу длинного ангара. Новенький металлический профиль загремел, казалось, на пол-завода. 
      Мужику, который гнался за нами с  восточной проходной, было лет пятьдесят. Он тяжело дышал и вытирал капли крупного пота с красного лица.  Попытавшись повторить наш путь по дереву, он понял, что изрядная "трудовая мозоль" ему очень мешает. Когда обломился первый же сучок под рукой, он в сердцах выругался. Это нас очень развеселило. Шум привлекал внимание, и мужик очень стеснялся своей неуклюжести. Однако, оглядевшись по сторонам, он увидел деревянную лестницу, лежавшую у дальней стенки ангара. Не сводя с Сергея глаз, он начал пятиться к ней, готовый броситься, если  тот решит сбежать с крыши. Наше веселье улетучилось. Дело принимало серьезный оборот. Лестница сводила все шансы Серого, а значит и мои, к нулю! К тому же, было видно, что на помощь мужику спешил его поджарый коллега. Да-а-а, он точно не сорвется с дерева, и тогда нам - копец!  Но полный, запыхавшийся и "раскалившийся"  от нашего гоготания, охранник уже не мог думать. Как только рука сжала лестницу, он уже не слышал ни криков рабочих цеха, ни своего коллеги. Предвкушая финал этой истории, так сильно помешавшей его спокойной жизни в тени проходной, он приставил лестницу и начал взбираться. Ступенька, ступенька...  Наблюдая за происходящим с забора, я  вдруг понял, каково это - быть добычей. Ступенька... Внезапно раздался треск, и огромная человеческая масса грохнулась на асфальт с полутораметровой высоты. Серега тут же метнулся к дереву, а с него - на забор. Все, обошлось! Охранникам было уже не до нас. Мы спокойно отправились по пыльной ухабистой дороге шлакоотвала, через санаторий Тополек, а затем по берегу, домой - в Стахановский городок.
        После этих событий прошла еще неделя, втечение которой найденные детали валялись в сарае. Родители, конечно, были "не в курсе" происходящего. Еще бы! Самое главное в нашем деле - успевать управляться до их возвращения с работы. Целую неделю мы искали мелкие недостающие детали, теребя друзей и знакомых. Кто-то вслед за нами втихаря лазил по копровому цеху, у кого-то в отцовском гараже валялся ненужный металлических хлам, а кто-то готов был "махнуться" запчастями. Спустя еще пару дней, после того, как коллективными усилиями были найдены недостающие детали, я приступил к сборке своего "чуда техники".
       Как же круто выглядят разложенные на тряпочке инструменты и запчасти, аккуратно  расставленные вокруг импровизированного рабочего места "автомеханика". На старую мопедную раму с пятнами ржавчины и отшелушивающейся красной краски нужно монтировать движок. Всего лишь несколько болтов, и "аппарат" обретает механическое "сердце". Затем  закрепляется старая "вилка" от какого-то мопеда и колеса. Несколько десятков минут - и измазанные мазутом руки прокатили плод своего творения по двору. Ну и пусть вместо педалей в раму вставлен кусок старого держака от лопаты и толкаться приходится ногами. Пусть еще не установлены тросики на рулевые рычаги. ОН ЕДЕТ! В тот момент я вдруг окончательно поверил, что смогу его завести когда-нибудь, что могу теперь не только до винтика перебрать велосипед, но и сделать кое-что более "крутое"!
       Каждый "главный конструктор" ждет момента окончания работ с нетерпением и страхом: "а вдруг не поедет?". Мы возились с зажиганием и карбюратором, регулировали подачу бензина, который стырили у старшего брата из канистры для лодочного мотора. Пару раз клянчили у водителей на автостоянке бензин и моторное масло. Черный солидол въелся в кожу рук и надежно обосновался под ногтями. Смесь "машинных" запахов во дворе уже невозможно было ничем замаскировать. Даже большой пучок дикой мяты, который я надрал в плавнях под бугром на Маяковке, не спасал ситуацию. Впрочем, на вопросы родителей  относительно происходящего я отвечал неизменно с "честными" глазами, и четкой интонацией, лишенной тени сомнения: "Заднюю втулку на велике промывал!...", "Педали чинил!", "Переднее колесо ремонтировал...", "Другу помогал велик делать!...". Друзей с велосипедами было достаточно, каждый день действительно что-то происходило, поэтому объяснения выглядели правдоподобно.
   Наконец,  "дырчик" был собран. Разноцветные детали конструкции, черные пятна от замасленных рук и деревянный чопик вместо отсутствующего глушителя придавали "стальному коню" очарование дикого зверя.
       Он завелся почти сразу. Взревел на всю округу. Когда рычаг нейтрали был отпущен, "конь" рванул с места. Я не привык к такой скорости! Виляя из стороны в сторону и притормаживая ногами в сланцах, я промчался по улице и вылетел к морю. Петляя по мокрой узенькой тропке, я довольно быстро отказался в камышах. Это позволило мне относительно безопасно остановиться.
      Радости не было предела. Первый опыт общения с двигателем внутреннего сгорания, пусть и крошечным, оказался успешным. Теперь не нужно выпрашивать у Коляна "Верховину" чтобы прокатиться по улице! Вечером, сидя с друзьями на лавочке, я хвастался своим успехом и наслаждался их легкой завистью. Но когда к воротам одного из домов подъехал новенький  мотоцикл "Чезет", фыркая длинной никелированной выхлопной трубой и красуясь блестящей оранжевой краской, наши глаза загорелись желанием проехать на нем, нет, хотя бы посидеть на сидении, накрытом каким-то мохнатым чехлом, и подергать рычаги....
     
        Память вернула мне эти светлые воспоминания детства. Было ли все в точности так, я и сам не могу сказать. Может, где и приврал трошечки. Я вспомнил это вчера у своего гаража. Напротив открываемых мной ворот откуда-то появился пацаненок лет тринадцати. Он горящими глазами смотрел на задок моей "Калины". Этот блеск мальчишечьих глаз не спутать ни с чем.

- А это у Вас "Калина"?
- Да.
- А сколько клапанов? Восемь или шестнадцать?
- Шестнадцать.
- А что в ней установлено? АБС есть?
- Есть! И еще кое-что нужное тоже...
- А как быстро она может ехать?
- Иди садись!
- Я? - он вдруг почти перестал дышать.
- Ну конечно, ведь нет никого больше!
- Вы прокатите?
- Нет! Ты из гаража выедешь под моим руководством.
- Я? Выеду? - он почти потерял сознание, но ноги уже сами несли его к машине.
- Да, ты! Садись, пристегивайся. Первым делом подвинь сиденье так, как тебе удобно, потом настраиваем зеркала....

Вячеслав Дорошенко


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Мы, грибы и Матрица

Когда Земля была плоской