Время карликов



Время карликов...
- Да как Вы смеете называть карликами наших современников! - наверняка возмутятся многие.
- Мы - великая страна и великий народ! - скажут другие, и будут правы. Но, тем не менее, наше время - время карликов.
- Но почему? - Спросят третьи.
Совершенно точно можно сказать, что за пару сотен лет - крошечный срок по меркам истории Земли, люди добились колоссального технического прогресса. На околоземной орбите зависло большое число всяческих искусственных спутников Земли, во всю работает международная космическая станция, подготавливая научную базу для следующего шага в "ближний космос".  Сегодняшние возможности средств коммуникации мало кого удивят. Техническая мысль шагнула далеко в будущее. 
  Но так ли быстро меняется человек, как условия его обитания? У нас, живущих в двадцать первом веке, можно обнаружить качества, свойственные жителям феодальной Европы. "Не подмажешь - не поедешь", "своя рубашка ближе к телу", "не можешь - научим, не хочешь - заставим", "нет человека - нет проблемы".... Сколько таких "мудрых" изречений все ещё в ходу? Чем больше разрыв между духовным и физическим развитием, тем ближе человечество к самоуничтожению. 
  На днях в таганрогской библиотеке им. А. П. Чехова открылась выставка - предостережение "La Hora De Los Enanos" (Время карликов) художника Юрия Владимировича Рыжова.  Острый социальный подтекст содержится даже в названии, перекликаясь с известным критическим памфлетом Хосе Антонио Примо Де Ривьера.  "...И они все — такие: собранные с миру по нитке, пустые, ничтожные, визгливые, упивающиеся своей убогой никчемностью. Все они говорят одновременно, перебивая друг друга. Они не делали ничего — только разбазаривали казну..."
   Крик души известного политика, написавшего это в 1931 году звучит так, будто только произнесен. О темных сторонах человеческой природы сказано много, но есть ли рецепт излечения?
      Основополагающей картиной в этой серии автор считает "Строителей башни".  Четыре малых народа объединились, чтобы строить  будущее. Большая башня имеет общее основание, на котором каждое племя строит свою независимую надстройку. Удивительно, что совершенно разные по своему развитию народности, преодолев разногласия, работают над общим делом. Натянуты канаты лебёдок, строительство идёт полным ходом.  Картина-лубок  представляет очень светлую, альтруистическую идею спасения человечества через совместное творчество, через преодоление во имя всеобщего блага. 
  Искренний, немного наивный порыв души, рождённый кистью и акриловыми красками, утопичен. Отсутствие противоречий и конфликтов между людьми означало бы, что их жизнь остановилась, не принося никаких изменений, что "договорившись обо всем" больше нечего обсуждать, поскольку Мир этих карликов оказался исчерпанным, "выпитым до дна". 
 Можно ли представить, что застывший, статичный Мир устоит перед естественными потребностями живой души к переменам, а значит к появлению новых противоречий, ежеминутно стремящихся разрушить творение карликов? Этот вопрос незримо сопровождает картину. Достаточно одному карлику задуматься: "А чья надстройка самая прочная, самая красивая и величественная?", чтобы заявить своё право на привелегии по отношению к остальным. 
   Впрочем, каждый народ вынужден обосновывать и сохранять свою  идентичность, но это ещё не повод для саморазрушения. Взять для примера  сегодняшний Китай, соединяющий в себе территории, на которых ещё существуют феодальные отношения и крупные супер-современные мегаполисы, идея картины уже не кажется столь утопичной. Отыскать компромисс между идеалом и реалиями жизни каждый посетитель выставки должен сам.
   Мое внимание привлекла картина "Оракул". "Нет пророка в своём отечестве" - тема довольно избитая. Но на картине видно иное. Левый глаз оракула кем-то выбит, на голове - ворон. Что он там делает, нетрудно догадаться всем, кто видел памятник Ленину на Октябрьской площади и голубей... У подножия оракула разведен огонь - от оракула ждут предсказаний и откровений, ненавязчиво намекая, что может случиться с костерком, если что... Как это перекликается с историческими примерами. Нужна ли Истина людям, если она невыгодна и нелицеприятна? Нужен ли  людям оракул, если он не оправдывает их сиюминутные потребности? Люди самонадеянны и беспечны. Нужно ли, безопасно ли им указывать на это? 
     Яркая картина "Звонкая монета" притягивает взгляд. На ней карлик нежно обнимает горку жёлтого металла. На лице - полная экзальтация и умиротворение. Не иначе - скупой рыцарь. Хоть картина выполнена в манере лубка, сложно отрицать ее реалистичность. Повальное поклонение финансам, взгляд на экономику, как на главную ценность государства. И вроде бы, экономика для людей, но все мы старательно "пашем" на нее, как колония муравьёв. Только кучка звонких монет служит пропуском в Мир, где можно на какое-то время забыть о трудовых обязанностях и житейских треволнениях. 
    Автор не обошел вниманием и отношения в социуме. Картина "Ходули"  - крик души. Стоит только человеку хоть на немного подняться над собой, приблизиться к лучу света, пересекающему картину, как тут же находятся "заботливые личности", беспокоящиеся о том, что возвышение опасно падением. Дескать, не только сам повредится, но и причинит ущерб окружающим. Дескать, гениальность и помешательство имеют одну природу. Чем обществу рисковать из-за одного душевно неполноценного, чья гениальность сомнительна, не лучше ли его немножечко "подлечить"? Пусть социально значимые прорывы совершают другие поколения, ведь "нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен!". Вот и бегают на картине взволнованные карлики с топором и ножовкой, дабы уровнять того, кто возвысился.
   Немного развеселила меня картина "Ведьмы". В мужской среде обсуждать женщин - занятие весьма рисковое и неблагодарное. Частенько вспоминается обидное: "Ребро - единственная кость в человеческом теле, не содержащая в принципе никакого мозга!". Конечно, забавно, что многие из нас - мужчин до сих пор верят в создание Евы из ребра Адама. Гуманизм автора в том, что в страшных ведьмах он видит свет. Может, конечно, это отблеск адского пламени, но тёплый жёлтый свет скорее напоминает нимб...
   Можно долго ходить по выставке и "читать" послания, зашифрованные автором в картинах. Когда я спрашивал его, что имеется в виду, он лишь мягко улыбался и с хитрецой в глазах отвечал: "Вам виднее".
      Можно спорить о социальном подтексте представленных работ. Стиль автора может кому-то нравиться, а кому-то  - нет. Всем не угодишь. Совершенно бесспорно то, что у автора он оригинален. В каждой работе творческому уму найдется пища для размышлений. У меня выставка оставила хорошее впечатление и побудила к творчеству, а, значит, посыл художника достиг своей цели!
   


Вячеслав Дорошенко. Фото со страницы Юрия Рыжова.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Когда Земля была плоской

Мы, грибы и Матрица