Голубой козел
Я перелистывал странички социальной сети. Быстро просмотрел публикации друзей. Сделал несколько комментариев. Любопытство повело меня дальше. Странички фейсбука кричащими заголовками политических новостей пытались утянуть меня в болото человеческих игр, в которых отличить истину от вымысла мало кто способен, но "собственное мнение" имеет каждый. Рекламные странички проявляли чудеса изворотливости, чтобы урвать от мня такой нужный им просмотр. Что стоящего они могут предложить? Сплетни о знаменитостях, короткие сюжеты из повседневной жизни, которые яркими не назовешь, слащавые картинки зверушек и птичек, или серии снимков, намекающих на какую-то сексуальность, без особого художественного вкуса. Сколько народу готово публиковать всякую чушь, лишь бы была реклама товаров и услуг, лишь бы "капали" копеечки на счёт. Среди этого информационного хлама мелькают и работы современных художников. Розы и пионы, жанровые картины, портреты или просто наброски...
Все, сделанное человеком, отражает суть своего создателя. Технический прогресс не решил проблему смысла существования человека, но создал иллюзию защищённости и расширения восприятия. Колоссальные информационные возможности оказались заполненными невыразительной повседневностью, соответствующей сути заказчиков, оплачивающих это. Конечно, если присмотреться, даже в этих материалах можно уловить свет Истины, но уж очень мало его там.
Я уже собрался отложить смартфон, чтобы заняться делами, но взгляд остановился на репродукции, сильно выбивающийся из потока изображений. Она сверкнула как золотой самородок в черном шламе породы. Сюжет был прост: на невзрачной синей майке кто-то изобразил картину Рубенса "Похищение дочерей Левкиппа". Было явно видно, что над картиной работал мастер. Но почему так решен сюжет? Имея такой талант, можно что угодно написать, зачем Рубенс на майке? Я специально посмотрел, автор работы - Лёля Борисенко.
- Ну вот, теперь Рубенс страдает от копирования! - первой моей реакцией было отторжение.

Конечно, нужно реагировать на такое! Это замечание тут же появилось в комментариях к работе.
Ответ последовал удивительно быстро:
- Художник учится у мастера. Вряд ли Вы будете отрицать, что это необходимо!
- Согласен. Но кому в голову придет разместить такую живопись на какой-то майке? Рубенс - "под джинсы"? Ну, раз уж взялись, так хоть текстуру майки показали бы, для большей реалистичности прописали бы складки...
- А Вы уверены, что не встретите где-то в толпе, в совершенно неожиданном месте подобное произведение искусства?
Я не ожидал такого вопроса. Конечно, не уверен, но сюжет... Хотя, кто я такой, чтобы указывать мастеру на недостаточную проработку! Рубенс - на майке! Не укладывается в голове. Картины Рубенса - в крупных богатых галереях или в частных коллекциях толстосумов. Разве могут такие шедевры стать используемой вещью, чем-то утилитарным, замазанным "копотью повседневности"? Нет, ну как можно представить обладателя этой майки в дорогих джинсах, играющего в футбол на пыльной площадке, и размазывающего по лицу пот и грязь репродукцией Рубенса? Определенно, сюжет не проработан...

Кажется, я поторопился с выводами относительно сюжета. Он тоньше, чем я того ожидал, он рассчитан на глубокое восприятие и осмысление и похоже, обладает глубоким социальным подтекстом. В конце-концов, сколько можно голову ломать? Надо получше познакомиться с автором!
Поисковый сервер вывел меня на галерею работ. Встречают, как известно, "по одежке". Я попробовал определить манеру, в которой работает художник. Пусть я не большой эксперт, но глядя на единомышленников, можно лучше понять движение души автора. Первое, что пришло в голову - сюрреализм. Самый яркий представитель - Сальвадор Дали - король эпатажа. Я воспринимаю его произведения как мощный поток символов из подсознания, этакий взгляд Королевства Хаоса на Янтарное Королевство Порядка. Но в работах, которые представлены в галерее Лелии, дыхание Хаоса почти неощутимо. Оно скрыто в образах, которые не вызывают ярого отторжения у разума, но все равно нелогичны, чужеродны Порядку.


Странно, почему изображение, созданное кистью, и не обладающее фотографической точностью форм, линий и тонов, вовлекает во внутренний мир персонажа глубже, чем качественная фотография, созданная по всем правилам классического портрета? При создании портрета Майи с каждым движением кисти мастера по холсту творческое начало Хаоса незаметно входило в отображаемый образ, оживляя его. Совершенно точно, никаким расчетом, никакими специальными ухищрениями такого эффекта невозможно добиться. Только горячее сердце Творца, его дыхание и живые руки художника способны создать это в порыве эмоций.
- Лёля, здравствуйте! С интересом посмотрел ваш сайт. Можно Вас попросить прокомментировать картину с синим козлом? У меня - свои впечатления, поэтому тяжело угадать Ваш взгляд. - Я решился написать автору в социальной сети.

Мы с Лёлей еще долго обсуждали метафизику современного искусства. Мир несправедлив, в творческой среде это ощущается наиболее остро, создавая конфликт, обеспечивая энергию для творчества, заставляя не только автора художественных произведений, но и зрителя отвечать на непростые вопросы: "Кто есть Я?", "Зачем это Я существует?" и "Что есть этот Мир?". Чем дольше мы говорили, тем отчетливее в моей голове звучали стихи Булата Окуджавы:
"Музыкант играл на скрипке - я в глаза ему глядел.
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки - я надеялся понять,
как умеют эти руки эти звуки извлекать
из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,
из какой-то там фантазии, которой он служил?
... А душа, уж это точно, ежели обожжена,
справедливей, милосерднее и праведней она"
По моему глубокому убеждению то, что предназначено для получения выгоды - ремесло. Безусловно, если художник-творец, если помимо его желания из-под рук выходят образы, несущие Истину такой, как она есть, а не такой, как ее хотят видеть, это "ремесло" превратится в шедевры. Правда, в цене они поднимутся лишь после того, как художник потеряет возможность творить. Именно в этот момент Божественное откровение превратится в утилитарную редкую вещь, в то, чем властители мира этого будут стирать пот и грязь со своего лица.
Вячеслав Дорошенко.
Репродукции картин и фото - из личного сайта Лелии Борисенко.
Комментарии
Отправить комментарий