День седьмого ноября..

День седьмого ноября -
Красный день календаря!
Погляди в своё окно,
Все на улице Красно!

Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идёт
Там, где шли трамваи...

   Мой звонкий голос разносился по актовому залу детского садика номер десять. Красивые черные брюки, белая рубашка и "настоящая" фуражка капитана! Мама научила меня читать стишки с выражением и теперь, выступая на утреннике, я глазами искал ее среди взрослых в родительском "зрительном зале" отгороженном  рядом детских стульчиков.
   Это был предпраздничный день. На стене, напротив нас висели красные флаги и портрет дедушки-Ленина. По всему залу были натянуты нити с разноцветными праздничными флажками. После первой части утренника, в которой звучали стишки, мы начали хором петь под управлением двух воспитательниц. Получилось очень торжественно. Я хорошо выступал и очень старался громко петь чтобы потом уговорить маму забрать меня к ней на работу. Мне не хотелось оставаться на полдник с невкусной манной кашей и огромным куском жёлтого сливочного масла на ломте черного хлеба. Я все делал так, как она учила вчера, но ее не было в зале.

 - Мама, ты же обещала, что придёшь на утренник! Я так старался, смотрел, а тебя не было! К другим деткам мамы пришли, а ко мне - нет!

- Ну что ты, сыночек! Я была, когда ты читал стишок. Молодец, очень хорошо прочитал! Мне очень понравилось. Дядя фотограф тебя сфотографировал в фуражке...

- Ты была! Или не была?...

- Конечно, была! И все видела. Ты уже совсем большой, воспитательница тебя хвалила. Мне было очень приятно!

- Но ты ушла и не взяла меня с собой!

- Мне на работу надо было. Ты работаешь в садике, а я - на работе. Ты мне помогаешь!

- А где ты стояла?

- Возле окна. Там и другие мамы стояли!

- Непра-а-а-вда! Я смотрел, и тебя не увидел! Ты на работе была!

- Хорошо, но откуда я знаю про дядю - фотографа? У него усики черные... Он в костюме был...

- Мама, почему ты меня не взяла! Я бы тебе на работе так помог!

- Ты у меня молодец!  Завтра мы все вместе пойдем на демонстрацию, ты там поможешь! А сейчас уже совсем поздно. "Спокойной ночи малыши" давно закончилось. Кое-кого кроватка зовёт!

   Перед сном мы часто читали какую-нибудь детскую книжку. От этих усилий я быстро засыпал и дрых без просыпа до самого утра. Печка в моей комнате убаюкивающе  гудела коксом и трещала антрацитовой семечкой, распространяя тепло по всему дому. Сквозь щели между круглыми конфорками вырывался красный свет, создававший причудливые дуги на стене и потолке. В комнате все ещё чувствовался приятный аромат дымка от дров, которыми родители растапливали печь...

   В вечерних сумерках возле нашей девятиэтажки орех печально ронял листья на нашу с женой "Калину" под дуновениями пронзительно холодного  ветра . Желтые "паруса на мачте" с легким стуком падали на лобовое стекло и крышу кузова. Компанию им составляли легкие тополиные листочки. Ветер, сорвавший их с веток, кружил  хороводы и бросал к моим ногам эти невесомые золотые безделушки. Грустный осенний вальс.. 
    Октябрьские праздники почему-то всегда не такие яркие, как первое или девятое мая. В них чувствуется какая-то печаль. Может от того, что зима, вступая в свои права, к этому моменту окончательно выгоняет осень. А может это - шелест опадающей листвы, тихо призывающий бежать от серого безвременья поздней осени, спасаться от таганрогской слякоти и промозглых ветров.
   Уже более тридцати лет мало кто ходит на октябрьские демонстрации. Люди общаются на форумах или в социальных сетях. Выражают свою позицию, спорят, выясняют отношения... Для личного общения - всегда под рукой сотовый телефон. 

- Мамуль, привет! Ты что там делаешь? -

- Лежу на диване, книжку про дачку читаю. Мне завтра надо розы укрывать. Скоро морозы, если опоздаю - вымерзнут. А что ты хотел?

- Слушай, у тебя на даче сена или соломы нет? Будку застелить, чтоб наши собаки не мёрзли.

- Вроде бы есть. Приезжай, что-нибудь найдем!

- Мы с утра еще за грибами заедем. Ты часов в двенадцать будешь там? 

- Да конечно буду!

- Ну, пока, мамуль!

 -Пока...  

  Вроде бы все - так просто, так близко, но мне иногда кажется, что люди живущие в одном городе, разделены нависающими свинцовыми тучами, мелкой моросью и холодом будто бесконечностью - непреодолимо, фатально. На короткое время телефон соединил два пространства в разных частях города, как галактики во Вселенной. Насколько фраз диалога, сигнал и связь прервана... Мы так сильно торопимся жить, даже когда для спешки нет оснований...
  
   Мама, а мы на демонстрацию не опоздаем?   В далеких семидесятых с  самого раннего утра в нашем доме началось активное движение. Согрета вода в ведре, чтобы ополоснуться и вымыть головы, приготовлен завтрак, на гладильной доске рубашки и платья. 

- Мам, а где мое трико?

- На спинке кровати. Слава, ты взрослый мальчик, должен сам убирать вещи на место! Света, давай быстренько мыть голову!

- Мама, я не хочу! Она холодная! - тут же из чайника в таз хлюпнулась порция кипятка - А-а-а-а! Теперь горячая!

- Так, не капризничай! Видишь, я спокойно руку держу, значит вода нормальная! Хочешь к бабушке после демонстрации попасть?

- К бабушке хочу, а мыть голову не хочу! 

- Так не пойдет! Или голова, или взаперти до ночи!

- У-у-у-у, го-о-лова-а-а!...

- Дайте, я ведра с углем поставлю! - папа готовил печку к нашему длительному отсутствию, подсыпая ее угольной пылью, чтобы она подольше тлела - Света, у нас в шкафу ремешочек есть! Черненький такой! Он может познакомиться с твоей попой, если будешь капризничать! -за всю историю отец дальше шлепка по заднице не заходил, поэтому в "свидание" с ремешком мы не верили, но судьбу, на всякий случай,  не искушали..

 - Пустите меня, я в туалет хочу!

- Слава, давай быстро! Только помни, что мы на целый день идем, в городе пописять и покакать будет негде!

   К восьми часам мы все были в сборе. В тряпичной сумке в отцовских руках были спрятаны "маленькие радости" для нас. Родители условились, что мама с нами и нашей тётей после демонстрации отправятся к бабушке, а отец вернется домой за сумками с продуктами и придет попозже. Бегом вверх по нашей улочке. Нельзя опоздать на рейсовый автобус. В половину должна прийти "единица". Желающих уехать - целая толпа, если не впихнуться в нее- придется топать пешком до трамвая около двадцати минут. У отца назначен сбор сотрудников завода на пересечении улиц Дзержинского и Ленина, он может опоздать! 
    Вот, кажется люди стали подтягиваться. Бегом! Точно, из-за угла вывернул Икарус "гармошка" уже забитый людьми еще на конечной станции "Марцево".  Толпа прильнула к дверям.

- Детей, детей вперед! - Весь район едет на демонстрацию, разумеется, с детьми. 

Вместе с другими чадами нас с сестрой подхватили чьи-то руки  и отправили в салон.

- Мама, мама, ма-а-амо-о-очка! Ты где-е-е! - маленькая Света сразу расплакалась среди толпы чужих взрослых.

- Я здесь, рядом! Вот моя рука! Не плачь! А то если все девочки начнут плакать, автобус никуда не поедет! - в сутолоке сквозь головы на несколько мгновений высунулась рука. 

    Нас усадили на чьи-то колени возле окна. Люди помогли маме протолкнуться к нам. Удивительный был этот маршрут. Несмотря на то, что автобус был изначально заполнен до отказа, все, кто хотел ехать, в него уместились. Висели на поручне, упирались в двери, подталкивали и "тромбовали" толпу. Конечно, двери закрылись не сразу. Открыть их на последующих остановках было затруднительно. В салоне всегда оказывался кто-то с чувством юмора, поэтому в праздничный день настроение было прекрасным, несмотря на давку. 
  Для нас с сестрой глазеть на мелькающий пейзаж - любимое занятие. Маршрут такой длинный, что поездка казалась  кругосветным путешествием. Особенно когда автобус проезжал мимо бухты Андреева, где на приколе стояли разные суда: от большого научного судна до малого гидрографического катера. 
   Когда желтая "гармошка" добралась к Дому Быта на Социалистической, больше сотни человек со вздохами облегчения вывалились из душного салона. Здесь уже шли приготовления. Активисты какого-то завода уже подготовили транспаранты и флаги. Дырчал Зилок, на который крепились флаги, фанерные щиты с плакатами и лозунгами. Отец отправился к своим на перекличку, а мы с мамой - на трамвай, чтобы встать на пересечении улицы Ленина и переулка Глушко. 
 Огромное количество улыбающихся людей, духовые оркестры каждого предприятия, флаги, разноцветные воздушные шарики. В моей памяти навсегда запечатлелся этот образ праздника. Высшим везением было оказаться рядом с машиной, чтобы кто-то из мужчин подсадил на грузовик.  Так проехаться до самой Октябрьской площади, где вместе со всеми в один голос кричать: "Ур-р-а-а-а! Ур-р-а-а-а! Ур-р-а-а-а!". Не важно, в каком месте присоединиться к колонне. Везде это воспринимали как само собой разумеещееся. Везде тебя считали своим... 
   
  После официальных мероприятий люди расходились по столовым и кафе, чтобы с коллективом праздновать "ВОСР", многие, как и наша семья, отправлялись к родственникам на застолье. Откуда что бралось? Колбаса и котлетки - праздничная еда. Достать продукты в магазине было сложно, но почему-то на столе между вазой с горячим дымящимся пюре, чашками  салатов и тарелками с маринованными огурцами и помидорами всегда находилась кастрюлька с вкусным горячим соусом и котлетами. Фрукты - обычное дело. Мы мало смотрели на яблоки, сливы и виноград. Этого добра  по осени всегда было полно! 
     Самым важным было то, что вся большая семья собиралась за одним столом. Было шумно и весело. Были друзья родителей. Были наши друзья с улицы. Мы действительно были вместе, не потому, что так хотели партия и правительство, но просто  семья должна иногда собираться. Конечно, в полной тишине взрослые всегда смотрели обращение секретаря ЦК КПСС по маленькому черно-белому телевизору. Смотрели, как представление. Благо, короткое, а потом - семейные разговоры, а у нас - игры. Даже сейчас, несмотря на серьезные изменения в отношениях, эта нотка общности сохраняется...
   
 Сегодня нет такого размаха. Единая Россия провела свое мероприятие на Октябрьской площади, а коммунисты - свое. Не очень много народу участвовало. Просто время другое. Мы с женой далеки от политических баталий. Последние теплые деньки решили использовать для семейных дел и короткой поездки на природу. Всего несколько километров в сторону от привычных путей и вокруг нас - другой мир.
  Наш путь - в Неклиновский район. Над головой - плотный слой серых туч. Асфальт шуршит под колесами. Трасса практически пустая, люди предпочли провести этот выходной дома. Даже рыбаков на каналах в Николаевке практически нет, может пара человек где-то стоит.  Посадки вдоль дороги роняют листву, Вот красивым огромным ковром зеленеет озимка. Свежий насыщенный цвет молодых побегов радует глаз. Это своеобразное начало весны в зиме, символ возрождения среди угасающей природы. Зима не абсолютна, и от этого на душе становится хорошо. Особо красиво выглядят склоны холмов с выгоревшей на солнце высокой тонкой травой. Кусты шиповника с красными яркими бусинами выглядят потрясающе. 
  Главный наш интерес - синяя ножка. Потрясающий гриб, который в последнее время встречается в наших краях все реже из-за огромного количества жаждущих встречи с ней. На нашем лугу - "полигоне" пустынно. Низкий бурьян покачивается под ветром. Простор открывается со склона холма. Покой и умиротворение. Изредка под ногами попадаются стрелянные гильзы от охотничьих ружей. Очень густая трава скрывает все.
  Эта тишина и сумрак настраивают на возвышенный лад. Медленное хождение в этом просторе  среди травы и кустов шиповника, между воронок от снарядов, которые так и не затянулись за семьдесят шесть лет, сродни молитве. Здесь веками шла наша история, к которой я причастен как травинка, принадлежащая этому склону.
   Жена машет, нашла первые грибы. Синяя ножка и меланолейка. Как она разглядела это среди травы? Вот бы и мне! Впрочем, не стоит беспокоиться, этот простор обязательно подарит что-нибудь. Точно! Вон, белеет среди волосинок травы крупная белая шляпка...
  За час мы обошли нужные места. Полведра отличных грибов - неплохой подарок. Это короткое путешествие по полям оказалось таким необходимым моей душе, измотанной суматошной сложной городской жизнью. Сегодня я не смогу вспомнить, сколько формул я вывел, сколько бумажек подготовил, сколько программ написал, но душа бережно хранит моменты, в которых я хоть на мгновение почувствовал себя частью своей Земли, своей Родины.

  "День седьмого ноября" - праздник, который изменился вместе с обществом. От кричащего, массового политического мероприятия он трансформировался в дни, когда можно побыть вместе с семьей, отправиться на свидание со своим городом и его окрестностями. Несмотря на кажущуюся нелогичность, этот день действительно служит объединению людей. Как использовать это свободное время, каждый решает сам, теперь нет обязаловки - принуждения, оставляющего неприятный осадок. Мы свободны в своем выборе. Эта возможность - большая ценность сегодняшнего общества, объединяющая нас.    

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Мы, грибы и Матрица

Когда Земля была плоской