Магия


Сизый дымок от ароматической палочки невесомой струйкой поднимался вверх и растворялся в темноте комнаты. Тонкий нежный аромат неведомых цветов обволакивал нос. Огонек свечи чуть подрагивал от слабых движений воздуха. Таинственная сакральная  музыка сменилась хрустальным щебетом  звонких колокольчиков с бархатными вступлениями  больших колоколов и низким утробным пением буддийских монахов, передающим глубинный покой непрестанно меняющейся вселенной: " ... Ой-мой-еой-мой, мой-еой-мой-еой-еой-еой-мой...". Созерцание алых, голубых, оранжевых оттенков тонкого полупрозрачного дрожащего  пламени все дальше уводило сознание от темного помещения куда-то далеко в светлое прошлое. Позабытые тайны, детские обиды и ошибки, исподволь отягощавшие душу, должны уйти, освобождая силы для творчества. Магия медитации... Кто знает, на что способен человек без балласта негативных эмоций из прошлого?
Это похоже на немое кино. Перед глазами возникают сцены из жизни, как картины, будоража забытые чувства.
Залитый солнцем пляж и много отдыхающих. Теплый ветерок и нежный шум Азовского моря. Стоя у кромки воды, мама убеждает меня, что после купания надо сменить мокрые плавки, а я, вырвавшись из сильных отцовских рук, убегаю от нее потому, что стал "совсем взрослым" и стесняюсь.  Разве можно переодеваться в людном месте! Ведь все все узнают, что я без  трусиков и будут на меня смотреть! Дяди и тети так не делают! Мои пятки сверкали, поднимая песчаные вулканчики. Мне казалось, что я быстр, как ветер, никто не догонит! Хохоча, мама гонялась за мной, а я ревел белугой.
Картинка была столь реалистична, что казалось,  чувствовался морской запах, горячий мягкий песок и прикосновения теплых солнечных лучей к коже. Нервное возбуждение и протест накатывали словно звук с большого экрана в кинотеатре. Как ничтожен повод для этой бури детских эмоций. Можно даже вспомнить отдельные слова и фразы, казавшиеся тогда страшными и обидными, которые теперь видятся совсем иначе. На очередном "вираже" я поскользнулся и она легко поймала меня. Вся родительская искренняя любовь вдруг прорвалась  сквозь поток страстей. Вот, что всегда было важно! Как на самом деле бережно и нежно родители относились к нам с сестрой! Свет этих глубоких чувств хлынул прямо в душу сквозь пласты времени.
Палочка почти догорела. Ровная рыхлая дорожка пепла на подставке и дымящаяся ножка вернули сознание в настоящее. Это так важно - возвращаться! К своим корням, к людям, которые стали неразрывной частью моего мира, к делам "давно минувших дней", хранящим запасы чистой душевной энергии  для того,  чтобы завершив экскурс,  стать чуточку иным.
Магия воспоминаний! Как часто бывает, что образы, казавшиеся привычными и покрытыми пылью забвения, а от того - простыми и неважными, вдруг открывают собой новое эмоциональное измерение.

- Слав, взгляни, какими мы с мужем были лет тридцать назад - художница Лена Кесслер перебирала свои старые работы и присылала мне в "личку",  чтобы поделиться ими в социальной сети.
Это были два портрета. На одном - романтический образ молодого человека в свитере с высоким воротом, а на втором - его возлюбленной. Картон и карандаш... Это скорее набросок, до законченного рисунка очень далёкий.
- Отличный рисунок! Он только кажется простым.
Рука, писавшая это, невольно передала состояние молодого Мастера и его Маргариты.
- Как молоды мы были!...
Интересно, что она имеет в виду?  Испуг Маргариты перед стремительно надвигающейся неизвестностью? Немного напускную серьезность романтичного Мастера? А может речь об искренних светлых порывах их открытых всем ветрам душ? Пожалуй, я знаю! Это о времени, когда было так легко мысленно прозревать пространство и время, до хрипоты споря об основах мироздания, рассуждать о энергиях Вселенной и судьбах Мира. О времени, когда среди тысячи тысяч дорог не было тех, что не по силам, а ветер - всегда попутный. Ещё бы, ведь он - из собственной головы! Как всё тогда было просто!
Техника этого рисунка тоже проста. Он  сложен из линий, лишь намеком обозначивших образы. Стоило подольше задержать взгляд, и тонкие линии воспоминаний начали пробиваться в сознание. Каким был я?  Ах, какими они были - собственные "подвиги" юности, которые теперь вряд ли отважусь повторить. Безбашенный, а в "ключевые моменты" - даже наглый - романтик! Как закипает кровь от тех воспоминаний о тех особах, которые были тогда объектами внимания.
Магия простых линий... Художники - это существа, способные открыть маленькую дверцу, тайный ход из Мира людей в гостиную Творца. Спросите, как им это удается, и великое таинство сотворения образа может сорваться, исчезнуть дымкой, как мираж.

Я уже зарекался сравнивать разные стили и техники рисования, ведь дело не в них, а в эмоции которую отставил художник и моем восприятии его творчества. Хотя, как сказать! Именно простые линии творят тонкую сложную материю бытия образа.
Может быть секрет магии художника в динамике его работы над картиной? Сначала подмалевок - смутные туманные очертания замысла мастера. Потом определение пропорций и соотношений быстрыми, едва заметными штрихами. Дальше - скурпулезная работа со светом и тенями, постепенное высвобождение образа из размытой  "скорлупы" подмалевка. Бог создал людей по образу и подобию своему, дав им важнейший дар - творчество. Конечно, это не сотворение бытия, но его отголосок - захватывающий, таинственно-непостижимый. Всего - то бумага и уголь, но как, в какой момент в этих безжизненных кусочках материи появляется душа? Весь процесс перед глазами, но этот момент так и не разгадан!
Магия творчества...
- Лена, а эта картина о ком?
- Соломон и Суламифь. Эпическая история любви!
Непостижим путь мужчины к женщине, непостижима их связь! Рисунок сложен. Много деталей. Буря эмоций скрыта за ними. Внешние образы великого царя и простолюдинки лишь оболочка, скрывающая две бесконечно далёких Вселенных. Их сближение - настоящее чудо! Цветы и сладости, которыми лакомится женщина, мимолётная нежность и сладкий обман...  Созерцая работу, я погрузился в размышления, нет, в сладкую смесь воспоминаний,  философии и грез. 

Творчество художника - таинство, в котором образы, зафиксированные в момент создания картины, каждый раз оживают в сознании благодарного зрителя. Работы Лены вернули мне много приятных воспоминаний и согрели душу. В этом, на мой взгляд, заключается смысл творчества. Холодные игры разума бесплодны. Лишь сердце и руки художника-творца способны творить чудо!

Автор выражает крайнюю признательность Елене Кесслер за предоставленные репродукции своих  работ.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Подарок на девяностолетие

Мы, грибы и Матрица

Когда Земля была плоской